Литература. 9 класс

Урок 51. И. В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст»


Урок 51. Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст»
1. Основные вехи биографии И. В. Гёте. Личность, судьба, творчество
2. Гёте и политика
3. Гёте и театр
4. «Фауст»: жанр, основные сюжетные мотивы и идеи
Основное содержание урока
…Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: "Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они".
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
Это строки из трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Состарившийся, слепой главный герой мечтает о свободе и мирном единении людей, говорит о возвышенной роли труда.
Именно таковы были идеалы Иоганна Вольфганга Гёте – немецкого поэта, драматурга, писателя, философа, учёного и государственного деятеля. Он стал не только одной из важнейших фигур в немецкой литературе, но и вообще символом немецкой классической культуры.
Гёте был учёным и вообще широко образованным человеком. Он, например, занимался хроматикой – наукой о красках и цвете. Результаты своих исследований света, цвета и его влияния на человека Гёте опубликовал в 1810 году в книге «К учению о цвете».
Скорее всего, совсем не случайно в трагедии Гёте «Фауст» главный герой – учёный, одержимый жаждой познания мира.
Гёте верил, что каждому человеку во Вселенной отведено особое место, что человек – это неотъемлемая частичка космоса.
Свою жизнь Гёте тщательно обдумывал, сознательно выстраивал, подчинял конкретному плану, который сам и составил для себя, дисциплинировал себя, творил собственную биографию.
Свою творческую жизнь он начал как поэт «бури и натиска». «Штурм унд Дранг», «буря и натиск» - так, по названию одной популярной в то время драмы, окрестили литературное течение, а его представителей – «штюрмерами». Представители этого направления – Гёте, Фридрих Шиллер, Готфрид Август Бюргер и другие - протестовали против чрезмерной рассудочности в литературе и выступали за культ чувства, за изображение страстей, за внимание к внутреннему миру человека.
Выражением бунтарских и свободолюбивых идей того времени служит, например, роман «Страдания юного Вертера».
Слава Гёте как автора «Вертера» была настолько велика, что его, ещё молодого человека, пригласил в Веймар, столицу своего государства, герцог Карл Август Саксен-Веймарский.
Гёте стал первым министром Веймара и пытался было затеять некоторые реформы, однако герцог Карл Август не собирался содействовать ему в его начинаниях. Тогда Гёте сосредоточился на управлении образованием и театром в Веймаре.
У него появляется мысль, что многие проблемы в обществе можно решить с помощью искусства. Искусство – та сила, которая, которая способна смягчить нравы, облагородить каждого человека, дать народу идеалы.
С 1791 по 1817 Гёте руководит Веймарским театром. Он пишет пьесы и сам их ставит на сцене. Для совместного управления театром он приглашает в Веймар своего соратника Фридриха Шиллера, который с радостью откликается на предложение и создаёт в Веймаре несколько выдающихся пьес.
Тем любопытнее, что самая знаменитая из пьес Гёте – «Фауст» – написана не для театра и не предполагает постановки на сцене. Обратиться к жанру драмы для чтения Гёте побудила философская проблематика сюжета. Поэту оказалось узко в рамках традиционной театральной драмы.
«Фауст» Гёте не был первой пьесой для чтения в мировой литературе. Ещё в Древнем Риме такие пьесы писал философ Сенека, который с помощью мифологических сюжетов иллюстрировал свои философские идеи. Его интересовала не постановка на сцене, а внимание вдумчивого читателя.
Гёте писал «Фауста» почти шестьдесят лет.Уже в процессе создания первой части «Фауста» возник замысел второй. Она получилась в несколько раз больше первой. Гёте закончил её в самом конце своей жизни, и она увидела свет лишь после его кончины.
Трагедия начинается с так называемого «Пролога в театре». Он не имеет отношения к основному сюжету.Это спор между директором театра и поэтом о том, как надо писать пьесу. Интересно, что, обращаясь к жанру драму для чтения, освящённого авторитетом Сенеки, Гёте не забывает о театральных вопросах.
Поэт же, презирая толпу, уносится куда-то в небесные края:
Нет, уведи меня на те вершины,
Куда сосредоточенность зовет,
Туда, где божьей созданы рукою Обитель грез, святилище покоя.
Комический актёр, возражая Поэту, готов ради аплодисментов и славы потешать зрителей:
В согласье с веком быть не так уж мелко.
Восторги поколенья - не безделка,
На улице их не найдешь.
Тот, кто к капризам публики не глух
Относится к ней без предубежденья.
Чем шире наших слушателей круг,
Тем заразительнее впечатленье.
С талантом человеку не пропасть.
Соедините только в каждой роли
Воображенье, чувство, ум и страсть
И юмора достаточную долю.
Кто из них прав? Приходится признать, что все по-своему и правы, и неправы, никто из спорящих не изрекает абсолютную истину. Гёте представляет нам разнообразие мнений о театре – и, похоже, и сам не готов отвечать на поставленные вопросы однозначно.
За «Прологом в театре» у Гёте следует «Пролог на небесах», в которой участвуют Господь, Небесчное Воинство, Мефистофель и три Архангела. Три Архангела славят божье творение, а Мефистофель рассказывает о мучениях, претерпеваемых человеком на земле, – и укоряет в них Господа.
Я о планетах говорить стесняюсь,
Я расскажу, как люди бьются, маясь.
Божок вселенной, - человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты Божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовёт
И с этой искрой скот скотом живёт.
Прошу простить, но по своим приёмам
Он кажется каким-то насекомым.
Господь возражает и вспоминает Фауста, уверенный, что тут служит и будет верно служить ему. Мефистофель предлагает пари:
Поспоримте! Увидите воочью,
У вас я сумасброда отобью,
Немного взявши в выучку свою.
Но дайте мне на это полномочья.
Господь принимает пари. Спор идёт и о Фаусте, и о человеке вообще, о его достоинстве и падении, о радостях и мучениях.
Первая часть «Фауста» открывается сценой в кабинете учёного. Профессор Фауст не удовлетворён теми знаниями, которые за многие годы удалось ему извлечь из книг. Ныне он так же далёк от истины, как и раньше. Осознавая, что сокровенные тайны мироздания недоступны человеческому разуму, в отчаянии он подносит к губам склянку с ядом. Лишь внезапно зазвучавший пасхальный звон предотвращает самоубийство.
Бродя по городу со своим учеником Вагнером, Фауст встречает собаку, которую приводит за собой в дом, где она принимает человеческий образ Мефистофеля. Злой дух рекомендует себя Фаусту следующим образом: я, говорит он, «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Мефистофель представляет духом абсолютного отрицания:
Я дух, всегда привыкший отрицать,
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье не годится никуда.
Ради того чтобы заново прожить жизнь, он заключает договор с Мефистофелем, дьяволом, который дарит ему молодость. Плата за это — душа Фауста.
Герой так раскрывает смысл договора:
Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: «Мгновение, повремени!» -
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западни.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, - я закабален.
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон.
То есть Мефистофель будет искушать Фауста ровно до тех пор, пока тот не попросит его остановить особенно прекрасное мгновение жизни. В тот момент душа Фауста должна отправиться в ад.
Скрепив договорённость кровью, Фауст отправляется «в одежде, свойственной повесам, изведать после долгого поста, что означает жизни полнота».
Одно из искушений, которым Мефистофель подвергает Фауста, - любовь к юной Маргарите. Маргарита благочестива, умна, скромна, однако Мефистофель изобретателен.
Её брат Валентин вступает с Фаустом в поединок. Однако козни Мефистофеля приводят к тому, что Валентин погибает. Перед смертью он говорит сестре:
Ты мне сама из-за угла
Удар бесчестьем нанесла.
Я честь солдатскую свою
И душу богу отдаю.
Убив в поединке Валентина, спутники покидают город, и Фауст не вспоминает Маргариту до тех пор, пока не встречает её. Призрак является ему в Вальпургиеву ночь в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее. Из расспросов Мефистофеля Фауст выясняет, что его возлюбленная в темнице ждёт казни за то, что в припадке безумия утопила дочь, зачатую ею от Фауста.
Фауст спешит на помощь в темницу к Маргарите, которую постепенно покидает рассудок, и предлагает ей побег. Девушка отказывается принять помощь нечистой силы и остаётся ждать казни. Маргарита хочет спасти Фауста от дьявольского наваждения:
Спаси меня, отец мой в вышине!
Вы ангелы, вокруг меня, забытой,
Святой стеной мне станьте на защиту!
Ты, Генрих, страх внушаешь мне.
Вопреки ожиданиям Мефистофеля, милосердный Господь принимает решение спасти от мук ада душу девушки, которая не ведала, что творила. Господь объявляет свой вердикт: «Спасена».
Маргарита спасена, но трагедия на этом не заканчивается. Фауст по-прежнему с Мефистофелем, он так и не произнёс пожелания остановить мгновение. Во второй части произведения они странствуют по странам и временам, оказываясь, например, в Средневековье и в Древней Греции.
В финале произведения снова состарившийся, полуслепой Фауст пытается увлечь людей созиданием. Он намерен выстроить плотины, которая освободит для людей небольшой кусочек суши.
Внутреннему взору Фауста предстаёт чудесная картина созидательного труда. Именно тогда он, наконец, и произносит пожелание «остановить мгновенье».
…Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: "Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они".
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
Формально Мефистофель может забрать душу Фауста в ад. Но на деле Фауст не побеждён: его «остановись, мгновение» не связано с личным наслаждением, оно посвящено благу человечества. Именно поэтому в финальной сцене душа Фауста, вслед за душой Маргариты, спасена Богом и отправляется на небеса.
На следующий год после завершения грандиозного «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте не стало.
Ключевые слова:
Гёте, Фауст, драма, драма для чтения, немецкая литература, Сенека, Буря и натиск, штюрмеры
Основные понятия:
o Драма
o Драма для чтения (пьеса для чтения)
o Театр
o Философская драма
o Сюжет
o Сцена
o Роман
o Буря и натиск (штюрмеры)
Основные имена: Иоганн Вольфганг Гёте
Основные выводы:
• «Фауст» - главное сочинение И. В. Гёте, которое он писал почти шестьдесят лет. Это драма для чтения: Гёте обращается к жанру, которую в своё время открыл в литературе Сенека.
• Господь и Мефистофель спорят за душу Фауста так же, как они спорят за душу каждого человека на Земле.
• Жизнь Фауста – непрестанный поиск истины. Ошибаясь и экспериментируя, он, несмотря на многочисленные прегрешения, был спасён от проклятия Господом.
• Сюжет о Фаусте и Маргарите – история конфликта между невинностью и злом. Зло, совершённое по неведению, по мысли Гёте, не является злом.
Литература:
1) Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017.
2) Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
Разбор типового тренировочного задания
Выражением бунтарских и свободолюбивых идей штюрмерства («Бури и натиска») служит, например, роман Гёте «_________». Он вышел 1774, тут же переведён на несколько языков и мгновенно стал одним из самых модных книг того времени. Впоследствии Гёте признавался, что написал роман в надежде избавиться от навязчивых мыслей о самоубийстве. Гёте прославил в романе высокое искреннее чувство любви, на которое человек способен вне зависимости от его положения в обществе и богатства. Слава Гёте как автора «_________» была настолько велика, что его, ещё молодого человека, пригласил в Веймар, столицу своего государства, герцог Карл Август Саксен-Веймарский.
О каком романе идёт речь?
1) «Годы учения Вильгельма Майстера»
2) «Фауст»
3) «Страдания юного Вертера»
4) «Путешествия Лемюэля Гулливера»
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
2. Вспомните факты из творческой биографии поэта: названия произведений, жанровую принадлежность произведений, годы их создания.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте объяснить и подтвердить каждую позицию на основе полученных знаний.
4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Что должен был попросить остановить Фауст, чтобы отправиться в ад согласно договору?
1) дьявольские бесчинства
2) мгновение
3) себя
4) планету
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
2. Вспомните содержание произведения.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте объяснить и подтвердить каждую позицию на основе полученных знаний.
4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6