Биология. 9 класс

Урок 15. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Влияние факторов внешней среды на онтогенез


Онтогенез – индивидуальное развитие организма
Эмбриональный период
1. Дробление – ряд последовательных митозов зиготы с образованием бластомеров. Особенности дробления:
а) интерфазы короткие;
б) бластомеры не растут;
в) протоплазма делится путем борозд дробления.
Завершается образованием бластулы, в которой по периферии в один слой располагаются бластомеры, образующие стенку – бластодерму, внутри полость – бластоцель (первичная полость тела). Общий объем бластомеров не превышает объема зиготы. Клетки не специализированы и не дифференцированы.
Тип бластулы зависит от типа дробления, а значит, от типа яйцеклетки.
Гаструляция – перемещение клеточных масс с образованием из бластулы двухслойного или трехслойного зародыша – гаструлы.
Наружный слой гаструлы – эктодерма, внутренний слой – энтодерма, в дальнейшем между ними – мезодерма. Гаструла имеет полость – гастроцель, отверстие в окружающую среду – бластопор (первичный рот). У первичноротых животных на месте бластопора формируется рот, у вторичноротых бластопор зарастает, и на его месте образуется анальное отверстие, рот прорывается на противоположном полюсе.
Третий зародышевый листок – мезодерма – формируется 2-мя способами:
1. телобластический путь
Образуется из крупных клеток телобластов, формирующихся между эктодермой и энтодермой.
2. энтероцельный путь
образуется из карманообразных выростов энтодермы. Формируется вторичная полость тела – целом (энтероцель).
Гистогенез и органогенез – формирование комплекса тканей и осевых органов из зародышевых листков.
Формирование осевых структур (нервной системы, хорды, пищеварительной трубки) начинается сразу же после завершения гаструляции. Формирование нервной трубки называется нейруляция, стадия – нейрула. Эктодерма углубляется с образованием нервной пластинки, которая обособляется, прогибается и формирует нервную трубку. Одновременно с нейруляцией идут процессы закладки хорды и мезодермы. Хорда располагается под нервной трубкой и имеет энтодермальное происхождение.
Производными эктодермы являются: эпидермис и его производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы), нервная система, воспринимающие клетки органа зрения, слуха, обоняния, эмаль зубов, передняя и задняя кишка;
Производными мезодермы являются: дерма, мышечные ткани, все виды соединительной ткани, кости скелета, хрящи, кровеносная и лимфатическая системы, дентин зубов, брыжейка, почки, половые железы.
Закон зародышевого сходства (К. Бэр, 1828 г.)
Эмбрионы обнаруживают на ранних стадиях развития общее сходство в пределах типа.
Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер, 1864 г.)
Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза вида, к которому она относится.
В 1910 г. А.Н. Северцов дополнил биогенетический закон.
В индивидуальном развитии повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.
В зависимости от развития зародышей позвоночные делятся на: анамнии - животные, зародыши которых развиваются в воде и не нуждаются в особых защитных приспособлениях( круглоротые, рыбы, амфибии) и амниоты - наземные животные, размножение которых на суше, развитие зародыша сопровождается формированием специальных зародышевых органов, эмбриональных оболочек, защищающих зародыш от высыхания и воздействия окружающей среды.( Рептилии, птицы, млекопитающие.)
Постэмбриональный период
Постэмбриональный период – период от рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти, сопровождается ростом (определенным, неопределенным).
Постэмбриональное развитие - прямое развитие, при котором из родившихся из тела матери или вышедших из яйца молодых особей заложены все основные органы, свойственные взрослым организмам.
непрямое (с метаморфозом) развитие, при котором новый организм появляется на свет из яйца в виде личинки, внешне не похожей на взрослую особь, имеющей особые личиночные органы, которые впоследствии разрушаются и заменяются органами, свойственными взрослому организму.
Метаморфоз осуществляется под гормональным контролем.
Значение метаморфоза:
– разные среды, разные экологические ниши, разные объекты питания снижают интенсивность борьбы за существование внутри вида (лягушки, насекомые);
– расселение (глохидий, медуза);
– переживание неблагоприятных условий (куколка у насекомых);
– неотения (аксолотль→амбистома).

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6