Биология. 8 класс

Урок 30. Познавательные процессы и интеллект. Память

Конспект
Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия. Ощущение дает представление об отдельных качествах предмета или явления. Из ощущений складывается целостный образ. Ощущение и восприятие фиксируются памятью в виде представлений. Представления могут дополняться новыми ощущениями.
Человек может представлять себе не только те объекты, предметы, явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он может фантазировать, воображать. Воображение позволяет художнику писать картины, писателю— книги, инженеру — изобретать новые машины.
Высокая способность к познавательной деятельности передаётся человеку с генетическим материалом от предков, но в то же время огромное влияние оказывает и окружающая ребёнка среда.
Для того чтобы попытаться оценить умственны способности человека, пользуются понятием «интеллект».
Интеллект характеризуется тремя основными чертами: 1) это способность познавать, исследовать окружающий мир, 2) это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая-то способность, 3) , это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени. Учёные предлагают разделить интеллект на три категории.
Первая - технические способности, то есть умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.
Вторая - общественные способности, то есть умение контактировать и общаться с людьми.
Третья - умение пользоваться символами, то есть цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями. Некоторые психологи выделяют ещё и творческие способности как отдельную категорию.
Память – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени. По времени сохранения информации память бывает кратковременной и долговременной. Кратковременная память длится всего несколько секунд .
В основе кратковременной памяти лежит движение нервных импульсов по нейронам головного мозга.
Долговременная память сохраняет полученную информацию в течение всей жизни человека. Всё, что содержится в кратковременной памяти свыше 30 с, преобразуется в систему долговременной памяти.
В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус. Различают следующие виды памяти:
– двигательную;
– зрительную;
– слуховую;
– осязательную;
- вкусовую.
Образная память - это запоминание и сохранение в памяти различных образов: слуховых, зрительных, обонятельных.
Эмоциональная память - это сохранение в памяти тех чувств, которые когда-то вызвала какая-то жизненная ситуация.
Выделяют и некоторые другие виды памяти.
Существует целый ряд расстройств мозга,сопровождающихся поражением памяти.
Амнезия - полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайного физического или химического воздействия на мозг . Часто она возникает в случае значительных нервных потрясений и переживаний.
Нередко встречаются врождённые или приобретённые расстройства памяти. Они выражаются либо в ослаблении памяти, либо, наоборот, в уникальной способности запоминать большой объём информации на продолжительный срок.
Не менее распространены поражения памяти, вызываемые постоянным употреблением алкоголя, которое приводит к массовой гибели нейронов .
Различают следующие процессы памяти:
1. Запоминание - основной процесс памяти. В его основе лежит возможность запомнить как можно больше разного материала и найти между ними какую-то логическую связь.
2. Хранение - возможность хранить информацию в структуре памяти значительное количество времени. Это положительно влияет на общее развитие человека.
3. Узнавание и воспроизведение - процесс актуализации информации, когда-то воспринятой памятью. Воспроизведение существует двух видов - произвольное и непроизвольное . Непроизвольное - это воспроизведение, не требующее от человека дополнительных усилий.
4. Забывание - процесс обратный запоминанию. Это невозможность воспроизвести ранее приобретенную информацию. Ученые доказали, что чаще всего этому процессу поддается информация, что не имеет большого значения. Различают забывание временное и забывание длительное.
Гигиена памяти.
-при интенсивных занятиях умственного характера (чтение, письмо) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие разминки. Не более, чем через два часа желательны перерывы в работе на 10-15 минут.
-Необходимо соблюдать режим дня;
-крайне важен полноценный сон;
-существенное значение для памяти имеет правильное питание.
-для тренировки памяти чаще учите стихи.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6