Русский язык. 9 класс

Урок 43. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Урок 43. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Проанализируйте условия постановки двоеточия в предложениях. Установите соответствия.
Снег лежал повсюду: на деревьях, крышах домов, скамейках, машинах. двоеточие после слов автора перед прямой речью
Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать». двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения
Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват. двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами
Сегодня на уроке мы узнаем условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, научимся расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении на основе анализа смысловых отношений между частями.
Основное содержание урока
Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от смысловых отношений между его частями. Рассмотрим пример. Есть два простых предложения, которые можно объединить в одно сложное. Например так:
Пассажиры спешили, потому что до отправления поезда оставалось пять минут.
Это сложноподчинённое предложение с придаточным причины. Опустим союз, чтобы перестроить его в бессоюзное сложное. Смысловые отношения причины обозначим с помощью двоеточия:
Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось пять минут.
В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится, если вторая часть объясняет причину того, о чём говорилось в первой части.
[ ] : [причина]
Продолжим соединять простые предложения в сложные.
Я понимаю. Успеть к теплоходу нельзя.
Получаем сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:
Я понимаю, что спеть к теплоходу нельзя.
Перестраиваем в бессоюзное сложное:
Я понимаю: спеть к теплоходу нельзя.
В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится, если вторая часть дополняет содержание первой части.
[ ] : [дополнение]
Соединим в сложное три простых предложения.
Погода была ужасная. Ветер выл. Мокрый снег падал хлопьями.
Получаем такой вариант:
Погода была ужасная, а именно: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
Опустим союз и получим бессоюзное сложное предложение:
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится, если вторая часть поясняет содержание первой части.
[ ] : [пояснение]
Обобщим все случаи. В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится, если вторая часть поясняет, дополняет содержание первой части или указывает причину того, о чём говорилось в первой части.
Двоеточие в простом и сложном предложении
Правило Пример Схема
Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения. В ботаническом саду мы можем увидеть лекарственные растения средней полосы как-то зверобой душицу пустырник.
: , , .
Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью. То кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!» (М. Горький) А: «П!»
Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если вторая часть дополняет содержание первой части. Каждый знает: наш земной шар на три четверти покрыт водой. [ ] : [дополнение]
Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если вторая часть поясняет содержание первой части. Вся степь была в движении: мчалась конница, ползли полки, грохотали колёсами батареи. (А. Н. Толстой) [ ] : [пояснение]
Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь. [ ] : [причина]

Разбор типового тренировочного задания
Вставьте пропущенные знаки препинания.
1. То, что в избе остались только дети, легко объяснить … в жаркий августовский день их родители трудятся в поле.
2. Всё было тихо кругом … со стороны дома не проносилось никакого звука.
3. Город спал … только в некоторых окнах мелькали огни.
4. Погода была чудесная. Всё кругом цвело … жужжало … пело … вдали сияли воды прудов … праздничное, светлое чувство охватывало душу.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения, найти в них грамматические основы;
2) подставить, где необходимо, проверочные союзы;
3) сделать вывод.
То, что в избе остались только дети, легко объяснить: в жаркий августовский день их родители трудятся в поле.
Причина. Проверочный союз потому что.
Всё было тихо кругом, со стороны дома не проносилось никакого звука.
Перечисление. Проверочный союз и.
Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни.
Перечисление. Проверочный союз и.
Погода была чудесная. Всё кругом цвело, жужжало, пело; вдали сияли воды прудов, праздничное, светлое чувство охватывало душу.
Перечисление. Точка с запятой ставится, так как внутри части уже есть запятые при однородных членах.
Ответ: 1- двоеточие; 2 – запятая; 3 – Запятая; 4 – запятая, запятая, точка с запятой, запятая.
Разбор типового контрольного задания
Укажите предложение, которое соответствует схеме. (Знаки препинания не расставлены.)
[ ] : [причина].
1. Раздеваться в палатке было невозможно тут же комары облепляли всё тело.
2. Я скосил глаза на часы светящиеся цифры показывали восемь.
3. Давно известна всем истина всем мил не будешь.
4. Вдруг вижу из-за поворота идёт грузовик.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения, найти в них грамматические основы;
2) подставить, где необходимо, проверочные союзы;
3) сделать вывод.
Раздеваться в палатке было невозможно (почему?): тут же комары облепляли всё тело.
Я скосил глаза на часы (и увидел, что): светящиеся цифры показывали восемь.
Давно известна всем истина (какая именно?): всем мил не будешь.
Вдруг вижу (что?): из-за поворота идёт грузовик.
Ответ: 1.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6