Русский язык. 9 класс

Урок 43. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

Даже запахи в доме стояли прежние, приятные, деревенские: и соленьями вкусно пахло, и самоваром, уже стоящим на столе.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чём говорится в первой части

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет сказуемое первой части

Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание всей первой части

Обобщающее слово стоит перед однородными членами

Укажите предложения, в которых на месте пропуска должно стоять двоеточие.

Определите смысловые отношения между частями бессоюзно-го сложного предложения. Установите соответствия.

Лермонтов почти не печатал
своих произведений: он видел в
них лишь ученические опыты.

Дружба как стекло:
разобьёшь – не сложишь.

После обеда подали чай, гляжу:
на дне гвоздичная головка.

Значение причины

Значение пояснения

Значение дополнения

Установите соответствие между предложениями и схемами. Зна-ки препинания не расставлены.

Он пригляделся кто-то шёл по
направлению к реке.

Чехов говорил я не знаю языка
лучше, чем у Лермонтова.

В ботаническом саду мы можем
увидеть лекарственные растения
средней полосы как-то зверобой
душицу пустырник.

Определите смысловые отношения между частями бессоюзно-го сложного предложения. Установите соответствия.

Я посмотрел назад: то был
старый приятель и товарищ.

Весна затягивалась: то теплело,
то ударял мороз.

Стоило вглядеться в эту картину:
в ней открывалось столько
таинственного и бесконечного.

Значение дополнения

Значение причины

Значение пояснения

Укажите бессоюзное сложное предложение.

Забыв про мороз и усталость, солдаты стали обшаривать щели и разломы на поверхности ледника, залитого ярким солнцем...

Я любил с ним бродить по лесам: он знал все тропы, все травы, кустарники, грибы и цветы.

В дружеском кружке виднелись новые лица, в том числе молодое, задумчивое лицо Жуковского.

Всё казалось пасмурным: и речка, и небо.

Вставьте пропущенные знаки препинания.

То, что в избе остались только дети, легко объяснить в жаркий августовский день их родители
трудятся в поле.
Всё было тихо кругом со стороны дома не проносилось никакого звука.
Город спал только в некоторых окнах мелькали огни.
Погода была чудесная. Всё кругом цвело жужжало и пело вдали сияли воды
прудов праздничное светлое чувство охватывало душу.

Укажите предложение, которое соответствует схеме. Знаки препинания не расставлены.

[ ]: [причина]

Оглянулся Николенька и видит всадник нагоняет его.

Он тут же отметил за год брат сильно изменился.

Он не слышал треска и гула огня все звуки слились в один.

Снилось ему одно и то же дом родной да колодец возле него.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6