Русский язык. 9 класс

Урок 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Конспект
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.

   Придаточные со значением обстоятельств (места, времени, условия, цели, сравнения, причины, уступки) распространяют всю главную часть, реже состав одного из её сказуемых или обособленный оборот в составе главной части, и в большинстве своём прикрепляются специальными для каждого типа союзами. Исключение представляют только придаточные места, связь которых с главной частью осуществляется с помощью местоименных наречий.

Например:

Придаточная часть места:
Казалось бы, совсем не место веселью там, где снаряды роют землю.

Придаточная часть времени:
Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелёв остановил её.

Придаточная часть условия:
До чего же бывает речная вода хороша, если пить ёе в полдень большими глотками из каски.

Придаточная часть цели:
Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог.

Придаточная часть сравнения:
Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.

Придаточная часть причины:
Отказаться от встреч с Пноковым Клим не мог, потому что этот малоприятный парень много знал и мог толково рассказывать.

Придаточная часть уступки:
Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.



   Значения сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными обобщённо представлены в названиях этих придаточных: значения места, времени, условия, цели, причины и др. Это значит, что в сложноподчинённых предложениях с придаточной частью причины выражаются причинные отношения, т. е. в придаточной части выражается причина того, о чём говорится в главной части; в сложноподчинённом предложении с придаточной частью места – пространственные отношения и т. д. Все эти значения – это именно обобщённые значения предложений данных типов. В каждом же из данных типов есть разновидности сложноподчинённых предложений, каждая из которых имеет свое грамматическое значение – более конкретное, узкое.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6