Русский язык. 9 класс

Урок 22. Союзы, союзные и указательные слова в сложноподчинённом предложении

Укажите неверное утверждение.
А) Союзное слово нельзя убрать из предложения без потери смысла.
Б) На союзное слово падает логическое ударение.
В) Союзное слово не является членом предложения.
Г) Рядом с союзным словом можно поставить частицы «же» или «именно».
Укажите, слова каких частей речи могут использоваться в качестве
союзных и указательных слов.
А) Существительные и прилагательные
Б) Глаголы и существительные
В) Местоимения и наречия
Г) Наречия и частицы
Укажите, каким членом предложения является слово «КАКОВ»
из предложения.
Ты не спросил еще, каков мужик у Чичикова. (Н. В. Гоголь)

А) Дополнением
Б) Определением
В) Обстоятельством
Г) Подлежащим
Д) Сказуемым
Укажите предложение, в котором средством связи частей является союз.
А) Он любовался розами, что стояли на столе.
Б) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья.
Г) Я знаю, что мужество вас не покинет.
Д) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
Основные определения урока.
Урок в 9 классе по теме:
«Союзы, союзные и указательные слова в сложноподчинённом предложении»

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

Цель урока: углубление знаний о средствах связи главной и придаточной частей сложноподчинённого предложения.

Задачи урока:
• уяснить, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов;
• научить различать подчинительные союзы и союзные слова;
• объяснить роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Планируемые результаты освоения курса «Русский язык» на уроке:

Личностными результатами являются:
понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования;
осознание русского языка как явления национальной культуры;
расширение словарного запаса.

Метапредметные результаты включают УУД:
умение воспринимать прослушанный и прочитанный текст;
способность осуществлять речевой контроль в процессе учебной деятельности.

Предметные результаты включают:
опознавание и разграничение союзов и союзных слов;
выделение в составе сложноподчиненного предложения указательных слов и определение их функции в предложении;
проведение морфологического анализа указательного слова;
выполнение синтаксического анализа предложения.

Личностные УУД. Личностное самоопределение.

Познавательные УУД. Извлечение информации. Анализ объектов.

Основное содержание:
Союзы и союзные слова как средства связи главной и придаточной частей в составе сложноподчиненного предложения, разграничение союзов и союзных слов, место роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
Проходит обсуждение материалов модуля и формируется тема урока. Проводится предварительное знакомство с темой и предоставляется попытка выполнить опережающей задание по содержанию темы. Поиск и обработка текстовой информации о продуктивной деятельности на уроке.

2. Объяснение нового материала
Объясняющий модуль
Вводятся новые понятия, обсуждение таких вопросов, как:
1. Что может служить средством связи главной и придаточной частей в сложноподчиненном предложении?
2. Как разграничить союзы и союзные слова?
3. Какую роль играют указательные слова в сложноподчиненном предложении?

   Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и служебные.
   В качестве средства связи главной и придаточной частей в сложноподчинённом предложении могут выступать союзы и союзные слова: местоимения и наречия.
   В предложении «Посетите домик Лермонтова, если будете в Пятигорске» в качестве средства связи главной и придаточной частей используется союз «если», который не является членом предложения, а только добавляет условное значение придаточной части.
   В предложении «Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу» связь между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения осуществляется при помощи союзного слова «что», которое в придаточной части является подлежащим и заменяет слово «ваза» из главной.
   Союзы и союзные слова могут быть омонимами. В предложении «Мой старший брат решил, что поедет в город» слово «что» является союзом, а в предложении «Мой старший брат наконец решил, что ему делать» слово «что» – это союзное слово. Такими омонимами могут быть слова «что», «как», «когда» и некоторые другие.

   Чтобы разграничить омонимичные слова, используйте следующие способы:

Способ первый: Расчлените!
   То есть разберите предложение по составу. Союзное слово является членом предложения, а союз нет.
   В предложении «Я увидел, как мальчик разбил окно» слово «как» не является членом предложения, значит это союз.
   В предложении «Я не знаю, как мне поступить» слово «как» является обстоятельством, значит это союзное слово.

Способ второй. Уберите!
   Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
   В предложении «Я думаю, что маме нужно подарить книгу» без «что» значение предложение не изменится: «Я думаю, маме нужно подарить книгу». Значит, «что» – это союз.
   Из предложения «Я решаю, что подарить маме» мы не можем удалить слово «что»: смысл теряется. Значит, перед нами союзное слово.

Способ третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
   То есть логическое ударение. Оно может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
   В предложении «Я услышал, как ты зовешь меня» слово «как» – это союз, логическое ударение на него не падает.
   В предложении «Ответь мне, как ты там очутился?» логическое ударение падает на союзное слово «как».

Способ четвёртый. Замените!
   Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или самостоятельной часть речи. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
   В предложении «Когда мы разговаривали, подошел автобус» союз «когда» можно заменить союзом «пока»: «Пока мы разговаривали, подошел автобус».
   В предложении «Я знаю, что ты придешь на праздник в костюме» слово «что» вообще нельзя заменить, только убрать. Значит перед нами союз.
   В предложении «Я знаю, что ты наденешь на праздник» слово «что» можно заменить на слово «костюм»: «Я знаю, ты наденешь на праздник костюм». Значит, это местоимение, то есть союзное слово.

Способ пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, «же» или «именно» и посмотрите, как себя поведет слово.
   К союзным словам такие частицы добавляются легко. А рядом с союзом они будут выглядеть чужеродно.
   В предложении «Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке» нельзя сказать «когда же у моих друзей все в порядке». Значит, перед нами союз.
   В предложении «Я спросил, когда ты закончишь задание» легко можно сказать: «Я спросил – когда именно ты закончишь задание» или «когда же ты закончишь задание». Перед нами союзное слово.

Запомните!
1. Союзные слова, в отличие от союзов, являются членами предложения.
2. Союзы можно убрать из предложения, союзные слова нельзя.
3. На союзные слова падает логическое ударение, на союзы – нет.
4. Союз можно заменить другим союзом, союзное слово – самостоятельной частью речи.
5. К союзам нельзя присоединить частицы «же» или «именно», к союзным словам можно.

   В сложноподчиненном предложении союзы и союзные слова всегда находятся в придаточной части. В главной же части могут находиться указательные слова, в качестве которых выступают местоимения «тот», «таков», «этот», «все», «всё», «каждый», «всякий», «никто», «ничто», «кто-то», «что-то» и др. или наречия «оттуда», «тогда», «так», «везде», «всюду» и др. Эти слова указывают на то, что информация в главной части неполная и за ней обязательно должна следовать придаточная часть. Например, в предложении «Книги нужно читать так, чтобы от каждой была польза» главная часть не несет полноценного смысла без придаточной.

3. Закрепление нового материала
Тренировочные задания.

4. Контрольный модуль
Контрольные задания.

Изложение.
   Написание сжатого изложения – это один из трёх элементов экзамена по русскому языку в 9 классе. Помните, что изложение должно быть сжатым. Написав подробное изложение, вы нарушите требования экзамена.

Исходный текст:
   Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.
   Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
   Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

Пример сжатия исходного текста:
   Власть – возможность одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Человек рано или поздно захочет выйти из повиновения. Покорные люди обычно страдают, но если им удается освободиться, то они и сами часто превращаются в тиранов.
   Человек, командующий везде и всеми, всегда будет одинок. Внутри у него тревога, он чувствует себя спокойно, когда люди выполняют его распоряжения. Командиры плодят несчастье.
   Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Управленец умеет брать на себя ответственность. Такой подход сохраняет психическое здоровье и его, и окружающих.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6