Русский язык. 9 класс

Урок 13. Союзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения


Урок 13 Союзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения
Понаблюдайте за структурой данных предложений, выберите те утверждения, которые соответствуют вашим выводам.
1. Неожиданно беседу оживил человек в золотых очках, который сидел напротив.
2. Лица у ребят и девчонок на фотографии величиной с подсолнечные семечки, а узнать всех можно…
3.Впереди огромная туча медленно поднималась из-за леса, стало прохладно, внезапно поднялся ветер
Выберите правильные утверждения:
а) все предложения сложные
б) во всех предложениях части соединены союзами
в) во всех предложениях от одной части к другой можно задать вопрос
г) в 3 предложении части связаны только интонацией перечисления
Сегодня мы рассмотрим разные типы сложных предложений, которые различаются средствами связи и характером смысловых отношений между частями. Кроме того, научимся разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложнопод-чинённые предложения, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы слож¬ных предложений.
Основное содержание урока
В зависимости от того, как связаны между собой простые предложения в составе сложного, выделяют бессоюзные и союзные сложные предложения.
Средством связи частей бессоюзного сложного предложения является интонация, а части союзного сложного предложения, кроме интонации, соединяются союзами или союзными словами. Прочитайте предложения и понаблюдайте за своей интонацией:
Птиц не слышно: они не поют в часы зноя.
Птиц не слышно, потому что они не поют в часы зноя.
В бессоюзном сложном предложении средство связи - интонация - на письме передается знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.
Части бессоюзного сложного предложения равноправны по отношению друг к другу, что на схеме предложения обозначается квадратными скобками:
Погода утихла, тучи расходились…
[-- =] , [-- =]… БСП (бессоюзное сложное предложение)
Средством связи частей союзного сложного предложения выступают союзы или союзные слова. Сочинительные союзы соединяют части сложносочиненного предложения, а подчинительные союзы и союзные слова – части сложноподчиненного предложения.
Самыми распространенными сочинительными союзами являются союзы И, А, НО, ИЛИ и другие; части сложносочиненного предложения равноправны по отношению друг к другу.
Моросит дождь, и падают едва заметные снежинки.
[ = - ], и [ = - ]. ССП (сложносочиненное предложение)
В сложноподчиненном предложении части по смыслу не равны друг другу. Например, в предложении Друзья спросили меня, где я родился и вырос - от одной части - главной - к другой части - придаточной - можно задать вопрос.
о чем?
с.сл.
[Друзья спросили меня], (где я родился и вырос).
Придаточная часть присоединяется к главной с помощью подчинительного союза или союзного слова (местоимения или наречия). Неравноправное отношение частей на схеме обозначается квадратными скобками для главной части, круглыми – для придаточной.
[ - = ]
О чем?
(где - = и =) СПП (сложноподчиненное предложение)

Итак, в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные (средство связи интонация) и союзные (средство связи союзы или союзные слова). Среди союзных выделяют сложносочиненные (с сочинительными союзами) сложноподчиненные (с подчинительными союзами и союзными словами) предложения.
Ключевые слова: сложное предложение, союзное и бессоюзное сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, сочинительные и подчинительные союзы, главная и придаточная часть предложения
Основные понятия:
Сложное предложение - это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений).
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого соединены с помощью интонации.
Сложносочиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов.
Сложноподчиненное предложение – союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью подчинительных союзов или союзных слов. От одной (главной) части сложноподчиненного предложения можно задать вопрос к другой его части (придаточной)
Разбор типового тренировочного задания
Определите вид сложного предложения (знаки препинания не расставлены)
а) Мост снесло во время половодья и нам пришлось делать большой крюк.
б) Грачи давно расхаживали по двору скворцы и жаворонки тоже прилетели.
в) Белые медведи скоро исчезли бы если бы не было запрета охотиться на них.
1) бессоюзное; 2) сложносочиненное; 3) сложноподчиненное
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти грамматические основы;
3) установить границы простых предложений в составе сложного;
4) определить, с помощью чего соединены простые предложения в сложном;
5) установить соответствия
Ответ: 1) б; 2) а; 3) в
Разбор типового контрольного задания
Определите вид предложения
Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья, и, промокая, они ложились на мокрую траву луга.
а) простое
б) сложносочиненное
в) сложноподчиненное
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти грамматические основы;
3) установить границы простых предложений в составе сложного;
4) определить, с помощью чего соединены простые предложения в сложном;
5) выбрать вариант ответа
Ответ: б)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6