Литература. 8 класс

Урок 4. Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Недоросль»


Урок 4: Денис Иванович Фонвизин.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль»
На уроке вы познакомитесь :
– с жизнью и творчеством русского драматурга ХVIII века Денисом Ивановичем Фонвизиным.
– с комедией «Недоросль» (сцены) в следующих разворотах:
– Сатирическая направленность комедии.
– Проблема воспитания истинного гражданина.
– Социальная и нравственная проблематика комедии.
– Проблемы воспитания, образования истинного гражданина.
– «Говорящие» фамилии и имена.
– Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
– с понятием классицизм и основными правилами классицизма в драматическом произведении.
План урока:
1. Постановка целей и задач.
2. Основное содержание:
– Д.И. Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
– Классицизм. Законы классицистической драмы.
– «Недоросль» - классицистическая комедия.
– Социальная и нравственная проблематика комедии.
3. Основные выводы.
4. Разбор тренировочного и контрольного задания.
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, особое внимание уделить освоению черт классицистической комедии и образам героев комедии «Недоросль».
Вы знаете, кого называли недорослем в 18 веке?
Постарайтесь найти правильный ответ:
1) молодых людей в возрасте до 16 лет;
2) молодых дворян до 15 лет, которые еще не получили свидетельства об образовании и не поступили на государственную службу;
3) глупых, необразованных, невоспитанных молодых людей.
Правильный ответ – 2) молодых дворян до 15 лет, которые еще не получили свидетельства об образовании и не поступили на государственную службу.
Итак главный герой комедии – недоросль. Какой человеческий порок высмеивает Фонвизин к комедии «Недоросль»? Какой конфликт в ней заключен? Это предстоит понять на уроке.
На этом уроке вы
- узнаете о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина, о проблематике комедии «Недоросль», законы классицистической драмы;
- научитесь анализировать фрагмент драматического произведения, узнавать черты классицистической комедии;
– сможете самостоятельно проанализировать образы главных героев через их речевую характеристику.
Повторим термины и понятия, необходимые для успешного усвоения темы:
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII–XIX вв. как выражение идей абсолютной монархии: приоритет государственного долга перед личной жизнью, строгие правила, регламентирующие художественное творчество. Эталон – культура Античности.
Комедия – основной жанр драматургии, соответствующий трем критериям:
1. персонажи – люди скромного положения;
2. счастливая развязка;
3. конечная цель: смех публики.
Основное содержание урока
Создатель русской бытовой комедии Фонвизин Денис Иванович родился в 1745 году в Москве.

В 18 веке его фамилия писалась в 2 слова или через дефис: Фон-Визен. Привычное нам слитное написание установилось во второй половине 19 века. Хотя уже Пушкин находил слитное написание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским».
В 1755—1760 годах, когда ему было 10–15 лет, Фонвизин учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета.

За годы учения Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками – его переводы студенческих лет не раз появлялись в печати. Литературную деятельность он начал с переводов басен и пьес. Сам Денис Иванович сказал: «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире».
В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел были отправлены в Петербург, где он познакомился со светилом науки и литературы – Михаилом Васильевичем Ломоносовым и с первым руководителем русского театра Александром Петровичем Сумароковым.
Михаил Юрьевич Ломоносов
Александр Петрович Сумароков
Тогда же – в 1760 году – Фонвизин впервые увидел театральное представление. Театр произвел на него неизгладимое впечатление.
В 1762 году после коронации Екатерины II Фонвизина устраивают переводчиком в Коллегию иностранных дел и он переезжает в Петербург.
Екатерина II
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Благодаря чтению своих комедий для императрицы и придворных в 1769 году Фонвизин перешёл на службу к графу Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Под началом Панина Фонвизин не раз выступал с резкой критикой правления Екатерины II.
Никита Иванович Панин
Фонвизин принадлежит эпохе Просвещения с ее главной идеей – усовершенствование мира через образование и воспитание людей, в первую очередь – монарха. Просвещённый монарх, считали просветители 18 века, сможет привести государство к общему благу.
Так, например, герой комедии Фонвизина «Недоросль» Стародум говорит: «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. <...> Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
Комедии Фонвизина – «Бригадир», «Недоросль» – высмеивают невежество дворян, как старого так и нового поколения, а комедия «Недоросль» содержит едкие сатирические нападки на царский двор и высказывания против крепостного права: «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно» (слова Стародума).
В результате смелых высказываний Фонвизину был закрыт путь в печать. В 40 лет писатель тяжело заболел, а через 7 лет – в декабре 1792 года – умер.
Денис Иванович Фонвизин и похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

В 18 веке в искусстве Европы и России господствовал художественный стиль классицизм.

Эталоном для классицистов стала культура Древней Греции и Древнего Рима, т.е. культура Античности. Особенно наглядно это выразилось в архитектуре.
А вера классицистов в прогресс, приоритет культуры над природой воплотилась в регулярных дворцовых парках, где кустам, деревьям и цветам придана причудливая, намеренно искусственная форма.
Эпоха господства классицизма в искусстве совпала с исторической эпохой Просвещения, для которой государственные интересы стояли превыше всего. Такой приоритет государственного объясняется политическим строем – абсолютистская монархия.
По образцам античной драмы идеологи классицизма разработали законы драматургии, которые были актуальны вплоть до 19 века.
Все эти законы можно обозначить как «единства»:
– единство времени: действие драмы должно укладываться в 1 сутки;
– единство места: действие должно проходить в одном месте;
– единство действия: разрабатывается 1 сюжет и 1 конфликт;
– единство стиля (язык, герои): высокий стиль для трагедии, низкий – для комедии; средний, смешанный – для драмы;
– единство характера: герой – носитель одной неизменной черты характера. На эту черту, как правило, указывает «говорящая» фамилия или имя: Скотинин – любит свиней, Митрофан (греч.) – матерью явленный.
Для классицистической драмы характерна также 3-хчленная композиция: завязка – развитие действия (включая кульминацию) – развязка, уложенная в 5 актов (действий).
«Недоросль» Д.И.Фонвизина – классицистическая комедия. Что это значит? ответьте на вопросы:
1. Докажите, что комедия Фонвизина «Недоросль» является классицистической комедией?
2. Какие правила классицистической драмы в комедии а «Недоросль» не соблюдает Фонвизин?
3. Как реализуется классицистический принцип трехчленного развития сюжета в комедии «Недоросль»?
Для того, чтобы аргументированно ответить на вопросы, вы должны прочитать комедию.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, Фонвизин в мае 1782 года выезжает в Москву, но и здесь цензор, испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось постановить комедию в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера).

Премьера состоялась 24 сентября 1782 года. Успех «Недоросля» был огромен.
Русский поэт, литературный критик, историк, государственный деятель Петр Андреевич Вяземский так отозвался о комедии Фонвизина: «Успех комедии «Недоросль» был решительный. нравственное действие её несомненно. Некоторые из имен действующих лиц сделались нарицательными и употребляются доныне в народном обращении. <...> Если правда, что князь Потемкин после первого представления «Недоросля» сказал автору: «Умри, Денис, или больше уже ничего не пиши!», то жаль, что эти слова оказались пророческими и что Фонвизин не писал уже более для театра».
Почему комедия «Недоросль» обрела такую большую популярность? Причин несколько:
1) на сцене русского театра, наконец, появилась русская комедия по уровню сравнимая с комедиями Мольера,
2) комедия изображает общественные пороки и формулирует нравственные ориентиры. Через образ Простаковой Фонвизин поднимает вопрос крепостного права, а через образ Митрофана – важный для эпохи Просвещения вопрос воспитания истинного гражданина.
Проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе эти герои противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи, но и как носители диаметрально противоположных идей. Но оба они сходятся в том, что не ум в человеке главное: Простакова считает, что деньги будут – ума не надо, а Стародум превыше ума ставит душу, благонравие, без которых умный человек становится опасным.
Простакова: Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.
Стародум. Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума.
Читая драматическое произведение, обращайте внимание на речь героев – речевая характеристика одна из главных в драматическом произведении, ведь у автора нет возможности вводить описания, пояснения, кроме кратких ремарок.
В комедии «Недоросль» речь Простаковой меняется в зависимости от того, к кому она обращается: со слугами, учителями и мужем груба, с гостями льстива, а с Митрофаном почти нежна. Скотинин все разговоры сводит к свиньям, а Митрофан со всеми груб. По речи учителей Митрофана можно судить об их невысоком социальном статусе и роде занятий. И соответственно речь Стародума, Правдина, Милона и Софьи характеризует этих героев как людей умных, справедливых, просвещенных.
Помимо характеристики героев, речь – это еще и способ создать комическую ситуацию. Так, комическая ситуация возникает во время экзамена Митрофана, где этот недоросль демонстрирует свою необразованность в ответе на простые вопросы по грамматике. Комизм этой ситуации заключен еще и в реакции матери и отца, которые убеждены в образованности своего сына, даже после его неверных, но по-своему логичных ответов.
Еще одно средство создания образа героя – его имя. Читая любое произведение русской литературы, обращайте внимание на имена героев – они ключ к образу, характеру героя.
В литературе классицизма имена не требуют особой расшифровки – они «говорящие»: имя героя отмечает главную черту его характера. Скотинин больше всего в жизни любит свиней, он собирается женится на Софье, потому что в ее деревнях свиней много, еще эта фамилия указывает на скотоподобность героя, его жестокость и грубость. Простаков носит такую фамилию в знак своей необразованности, глупости – он простак. Г-жа Простакова (в девичестве Скотинина) объединяет обе характеристики: она и груба, скотоподобна, и невежественна. Имена Стародум, Правдин, Милон сразу указывают на положительных героев в комедии и отмечает их главную черту. Греческое имя Софья (София) переводится как мудрость. И действительно, Софья проявляет в разговоре с дядей, Стародумом, прежде всего, не познания, а жизненную мудрость.
В комедии классицизма вы можете легко разделить героев на положительных и отрицательных только по их именам.

Как вы понимаете высказывание историка, заслуженного профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского:
«Недоросль – комедия не лиц, а положений. – Писал Василий Осипович Ключевский. – Её лица комичны, но не смешны, комичны как роли, но вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встретишь вне театра, дома или в обществе. Фонвизин заставлил печально-дурных и глупых людей играть забавно-веселые и часто умные роли. Сила впечатления в том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него».
Основные выводы
1. Д.И.Фонвизин – создатель русской бытовой комедии – с ранних лет имел склонность к сатире, переводил басни и пьесы.
2. Как просветитель Фонвизин в своих произведениях обличает недостатки современного ему общества. Его комедии – «Бригадир», «Недоросль» – высмеивают невежество дворян, как старого так и нового поколения, а комедия «Недоросль» содержит едкие сатирические нападки на царский двор и высказывания против крепостного права.
3. В результате смелых высказываний Фонвизину был закрыт путь в печать. В 47 лет – в декабре 1792 года – писатель умер.
4. Господствующий художественный стиль в 18 веке - классицизм. По образцам античной драмы идеологи классицизма разработали законы драматургии, которые можно обозначить как «единства».
5. "Недоросль" – классицистическая комедия, но с некоторыми нарушениями законов драмы классицизма.
6. «Недоросль» обрела большую популярность, потому что комедия изображает общественные пороки, формулирует нравственные ориентиры, поднимает вопрос крепостного права и актуальный для всего 18 века вопрос воспитания и образования истинного гражданина.
7. Проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены.
8. Ключевский считает, что сила комедии "Недоросль" заключается в том, что персонажи хоть и комичны, но не смешны и заставляют задуматься об общественных проблемах.
Литература
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5 изд. — М.: Просвещение, 2017.
2. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2017.
3. Ключевский В.О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_nedorosl.html
Разбор типового тренировочного задания
Прочитайте вопрос и выберите правильный ответ:
Текст задания Кому из персонажей принадлежат слова: «Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство»
Варианты ответов 1. Простакова
2. Простаков
3. Скотинин
4. Стародум
5. Правдин
Стратегия выполнения задания:
• Выполнение подобного рода заданий требует знания содержания произведения.
• Подумайте над всеми вариантами ответа, вспомнив сюжетную канву комедии и образы героев.
• Выберите, на ваш взгляд, правильный ответ.
• Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.
• Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, повторите содержание комедии.
Разбор типового контрольного задания
Прочитайте вопрос и выберите правильные ответы:
Текст задания Отметьте основные черты жанра комедия в «Недоросле» Фонвизина
Варианты ответов 1. Персонажи – люди скромного положения.
2. Не высмеиваются человеческие пороки.
3. Счастливая развязка.
4. Веселые персонажи.
5. Конечная цель: смех публики.
Стратегия выполнения задания:
• Выполнение подобного рода заданий требует понимания термина.
• Подумайте над всеми вариантами ответа. Выберите, на ваш взгляд, подходящие пункты.
• Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.
• Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, постарайтесь запомнить правильный ответ.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6