Литература. 7 класс

Урок 25. Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...»


Урок 25. Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...»
1. Краткая биография Б. Л. Пастернака
2. Природа в поэзии Б. Л. Пастернака
3. Роль средств художественной выразительности в изображении художественного мира поэта. (На примере стихотворений «Никого не будет в доме…», «Июль»).
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также прочитать стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень» и подумать: Чем оно необычно, какие средства художественной выразительности использует поэт в изображении картин природы.
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах,
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный,
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный,
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
На этом уроке
— Вам предстоит познакомиться с творческой биографией поэта Бориса Леонидовича Пастернака; узнать о роли сравнений и метафор в художественном мире поэта;
— Вы научитесь анализировать текст поэтического произведения на примере стихотворений Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме…», «Июль»;
— Вы сможете на основе анализа представленных стихотворений определить средства художественной выразительности, используемые поэтом в изображении картин природы; закрепить знание таких литературоведческих понятий, как сравнение, метафора.
Словарь:
Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Эпитет — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Инверсия — необычный порядок слов.
Анафора — повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; единоначатие.
Основное содержание урока
Русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье известного художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. С детских лет будущего поэта окружала атмосфера любви и высокого искусства. Родители писателя поддерживали дружеские отношения с известными художниками того времени — И. И. Левитаном, Н. Н. Ге, М. В. Нестеровом, В. Д. Поленовым и др. В их доме бывали композиторы А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов. В числе писателей — гостей дома Пастернаков был и сам Лев Толстой. Вся эта обстановка существенным образом сказалась формировании сферы интересов юного поэта: в детских лет его увлекает мир музыки и живописи.
Будущий поэт обучался на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, изучал философию в Германии. Интерес к поэзии у Пастернака возник в студенческие годы. В 1913 году было опубликовано стихотворение поэта «Февраль, достать чернил и плакать…». Известность к Пастернаку пришла в 1922 году с выходом книги «Сестра моя — жизнь». Пастернак является автором многочисленных переводов грузинских поэтов, Шиллера, Гете, Шекспира и др.
Стихотворение «Никого не будет в доме» написано Пастернаком в 1931 году и посвящено будущей супруге поэта Зинаиде Нейгауз.
Первые строки стихотворения погружают нас в атмосферу тишины зимнего вечера, из описания которого мы и узнаем о лирическом герое и его переживаниях. Несмотря на то, что повествование в тексте ведется от первого лица, лирический герой сам словно отсутствует в нем. Знаковым в этой связи представляется образ «белого проема окна», через который, словно глядя на улицу, мы понимаем, что творится в душе героя — узнаем о его грусти и одиночестве, «прошлогоднем унынье». Мотив одиночества в стихотворении усиливает анафора «и опять». Но особое внимание привлекает в тексте индивидуально-авторская метафора — «голод дровяной». С помощью нее поэт выстраивает образную параллель, сравнивая внутренние тревоги героя, колящее и щемящее чувство вины с «дровяным голодом» — инеем, сдавившим крестовину окна нетопленной комнаты.

В стихотворении преобладает белый цвет: «белые мокрые комья», снег, иней... Однако его значение контрастно: в первой части – «белый» — символ уныния и одиночества лирического героя, во второй — символ чистоты и обновления. Неслучайно в этой связи сравнение образа лирической героини с «будущностью».

Мелодичность стихотворения подчеркивает его стихотворный размер. Это четырехстопный хорей.

В стихотворениях Пастернака много метафор и сравнений. Оба тропа основываются на принцип сопоставления явлений на основе их сходства (иногда противоположности). Однако не стоит путать эти понятия. Метафора создает единый неделимый образ. В отличии от нее, сравнение предполагает наличие обоих сопоставляемых предметов и сравнительного союза «как».

Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Сравнение — изображение одного явления посредством сопоставления его с другим.
Природа занимает центральное место в поэзии Пастернака. Рассказывая о весне и осени, об июле и феврале поэт повествует о природе самой жизни. От его пейзажей веет свежестью красок, сочностью звуков. Картины природы в стихах Пастернака словно оживают: имеют индивидуальные портретные черты, свой нрав и характер, как у человека. Стихотворение Пастернака «Июль» — яркий пример того, как можно «очеловечить», «одухотворить» природу.
Стихотворение было написано поэтом 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Своеобразна композиция стихотворения, представляющая, с одной стороны — вопрос, и с другой — ответ. О ком же это стихотворение, мы узнаем не сразу. В первой части поэт словно запутывает, создает интригу в форме вопроса. Пока для нас главный герой стихотворения что-то мифическое, потустороннее, окутанное дымкой тайны: привидение, домовой, баловник-невежа, призрак и двойник.

Насыщенность этой части стихотворения глаголами делает образ пока еще неведомого нам «баловника-невежды» динамичным.

Во второй части стихотворения представлен ответ на вопрос поэта — это июль. Образ июля в стихотворении очеловечен, поэт с юмором отмечает: он и «жилец приезжий… летний дачник отпускной», он и «степной нечесаный повеса, пропахший липой и травой»…

В создании такого яркого образа в стихотворении помогает целый ряд средств художественной выразительности, среди которых олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты и др.

Легкий и летящий ритм стихотворения, его задорный характер подчеркивает стихотворный размер — четырехстопный ямб.

Поэзия Бориса Пастернака изобразительна и выразительна, живописна и музыкальна. Природа занимает центральное место в творчестве поэта. Индивидуальные авторские метафоры, сравнения и другие средства выразительности наделяют природу в стихах Пастернака человеческими чертами.
Основные выводы:
• Центральное место в творчестве Б. Л. Пастернака занимает природа.
• Картины природы в стихах Пастернака часто «очеловечены»: имеют индивидуальные портретные черты, свой характер и нрав.
• Поэтический язык Б. Л. Пастернака необыкновенно ярок, выразителен и изобразителен.
• В своих стихах поэт обращается к таким средствам выразительности и приемам, как сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, анафора, инверсия.
Литература:
• Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
• Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
• Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.
• Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Единичный выбор
Как называется подчеркнутое средство художественной выразительности в приведенном отрывке из стихотворения Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме..»?
И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
1. Сравнение
2. Метафора
3. Олицетворение
Необходимо выбрать верный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос и фрагмент стихотворения.
2. Обратите внимание на подчеркнутое средство художественной выразительности и подумайте о его художественной функции.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов. Вспомните определение метафоры, сравнения, олицетворения и их существенные различия.
4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Множественный выбор
Какие из глаголов не используются поэтом в стихотворении «Июль» по отношению к главному герою?
1. Бродит
2. Болтается
3. Идет не спеша
4. Мешается
5. Крадется
6. Вбегает
7. Медлит
8. Опаздывает
9. Взвивается
Необходимо выбрать ряд верных ответов
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
2. Вспомните текст стихотворения Пастернака «Июль». Подумайте, в чем заключена необычность образа июля в стихотворении поэта и какие средства выразительности способствуют этому. Вспомните об особенностях форм глаголов в этом стихотворении.
3. Вдумчиво просмотрите все варианты ответов, определите, какие из глаголов соответствуют образу июля в стихотворении.
4. Затем выберите несколько верных ответов и проверьте себя.

Какой образ является центральным в стихотворении Пастернака «Июль»?

Образ домового

Образ июля

Образ привиденья

Какие из подчеркнутых средств художественной выразительности
относятся к метафоре?

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник отпускник.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6