Литература. 7 класс

Урок 12. И. С. Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача»


Урок 12. И.С. Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача»
1.Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Личность, судьба, эпоха
2.Рассказ «Бирюк».
3. Стихотворение в прозе «Русский язык».
4.Миниатюры «Близнецы», «Два богача»
На этом уроке мы познакомимся со страницами биографии и творчества Ивана Сергеевича Тургенева, сделаем попытку проанализировать стихотворения в прозе;познакомимся с его рассказом «Бирюк» из цикла «Записки охотника», будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.
Словарь:
• Интерьер – (от фр. – внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.
• Пейзаж – (от фр. – ландшафт) – изображение природного окружения человека и образ незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении.
• Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
• Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
• Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это противоречия между персонажами художественного произведения (внешний конфликт) или во внутреннем мире героя (внутренний конфликт). Конфликты обусловливают поступки персонажей и, соответственно, развитие сюжета произведения.
• Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа.
Основное содержание урока
Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века. Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества.
Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. В нем поразительно рано стали проявляться необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум.
Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. Но, может быть, самым важным было то, что здесь у него зародилось чувство родины, сознание кровной связи со своим народом, здесь он увидел красоту родной земли.
Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир.
Мать Ивана Сергеевича - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала.
Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым, который произвел на нее неотразимое впечатление.
В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле.
"Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: "Тебе об этом лучше знать, догадайся".
Когда Тургенев подрос, его ужаснули картины насилия и несправедливости, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Мальчик видел жестокость своей матери по отношению к дворовым людям. Она не выносила, когда кто-нибудь ей осмеливался перечить. И гнев ее был страшен. Редкий день проходил без того, чтобы со стороны конюшни не раздавались крики наказываемых плетьми людей.
На всю жизнь сохранились в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове.
Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя.
С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета.
В 1833 г. 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет.
Толчком для начала работы над «Записками охотника» была просьба И.И. Панаева, с которой он обратился к Тургеневу летом или осенью 1846 г. И. И. Панаев просил дать ему какой-то материал для первого номера журнала «Современник». Так появился первый рассказ «Хорь и Калиныч»
«В начале моей карьеры успех „Хоря и Калиныча“ породил „Записки охотника“».
Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.
В январе 1847 г. Тургенев уехал за границу и пробыл там три с половиной года. В это время и были написаны почти все последующие рассказы и очерки «Записок охотника». «Мне нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее писать на него… Враг этот был крепостное право» - так писал Тургенев современникам.
Всего в сборник «Записки охотника» вошло 25 небольших произведений. Объединяет их герой-рассказчик, охотник – Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был — крепостное право» (И. С. Тургенев).
Сборник «Записки охотника» появляется в 1847—1851 гг. В чем новизна этого сборника?
1. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.
2. Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
3. Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.
Русский литературный критик, публицист В.Г. Белинский о цикле рассказов из сборника «Записки охотника» сказал: «Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил…».
Каким же изобразил русского мужика И.С. Тургенев?
Рассказ «Бирюк» Тургенев писал в 1847 г. по впечатлениям о жизни крестьян Орловской губернии, которую унаследовал от родителей. Один из жителей губернии писал: “Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в “Записках охотника, не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк…”
Что же означает слово «бирюк»
Словарь русского языка Ожегова дает такую трактовку:1. Волк-одиночка (обл.). 2. Перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.). Смотреть бирюком.
А в словаре Даля говорится: «• «Зверь, серый волк» в некоторых диалектах России» Сам Тургенев дает сноску: Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый.
Как в действительности звали этого человека? Кто и как его называет в произведении?
Он себя называет: Фомой; крестьяне – Фома Кузьмич (в глаза) и Бирюк (за глаза).
Между какими героями возникает конфликт?
Конфликт имеет решающее значение для развития действия. Разрешение конфликта ведет к развязке.
Между Бирюком и мужиком, воровавшим лес, возникает конфликт.
Вглядимся в участников конфликта.
Что в художественном произведении помогает понять образ литературного героя?
Прежде всего портрет героя,
интерьер, поступки, речь, и немаловажную роль играет пейзаж как средство передачи внутреннего состояния героя. В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.
Давайте внимательно прислушаемся к героям рассказа и выясним, почему прозвали Фому Кузьмича Бирюком.
Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые. Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика – он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего: «черная курчавая борода, мужественное лицо, сросшиеся брови,
«Редко мне случалось видеть такого молодца»;
«высокого роста, плечист и сложен на славу»; «смело глядели небольшие карие глаза», «славный малый».
А вот какие характеристики дают мужики, крестьяне: «Все боялись, как огня», «Вязанки хворосту не даст утащить»; «нагрянет, как снег на голову»; «силен и ловок… как бес»; «ничем его взять нельзя»; «ни на какую приманку не идет»
Как вы думаете, почему они так лесника воспринимают?
Крестьянам непонятно его поведение, не могут объяснить его поступки, ведь Бирюк не такой, как все: не пользуется своим положением, не наживается за чужой счет, живет честно и исполняет свои обязанности лесничего достойно.
Сам Фома говорит: «Даром господский хлеб есть не приходится». Он ответственный, строгий, неподкупный. Должность, которую он занимает, обязывает его к этому. Фому не любят за его добросовестность, за то, что не позволяет воровать, за это сжить со свету хотят. Поэтому он одинок, ни с кем не общается.
Итак, какая же ситуация возникла в этом рассказе? Есть закон: нельзя присваивать себе чужого, того, что тебе не принадлежит. Кто из героев рассказа выполняет этот закон? Только Бирюк, а мужик ворует лес. А авторская позиция? Автор жалеет мужика и готов заплатить деньги, чтоб только Бирюк отпустил его. Почему? Разве автор не понимает, что Бирюк прав? Понимает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнет от голода семья, дети. Нет выхода. Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьянин — крепостной. Чем же кончается рассказ? Бирюк тоже не может не пожалеть этого жалкого озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный закон и отпускает вора.
Кто же из героев стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк? В чем смысл названия рассказа? Конфликт внешний – это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний – внутри самого главного героя – его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета
Роль пейзажа в создании образа героя и идее произведения огромна. Природа в рассказе - неотъемлемая часть содержания, помогает раскрыть характеры героев.
Природа выступает в рассказе средством изображения главного героя. Тургенев мастерски умел "вписывать" в пейзажи человеческие фигуры, органически связывая их с природой. Это мы увидели и в рассказе "Бирюк": главный герой слит с природой, он её часть.
Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство и делает взаимоотношения конфликтными. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком.
Книга И. С. Тургенева «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.
Тургенев был одним из первых русских писателей, который понял душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.
Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.
Цикл «стихотворений в прозе» включает в себя 83 стихотворения. Они написаны в 1877—1882 гг. Это были последние годы жизни Тургенева, годы.
В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.
Круг тем, затронутых в стихотворениях в прозе обширен. При первом издании этих стихотворений автор написал следующее предисловие: «Доб­рый мой чи­та­тель, не пробегай этих сти­хо­тво­ре­ний спод­ряд: тебе, ве­ро­ят­но, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что - нибудь в душу»
«Это сплав поэзии и прозы,» - так определил сущность этих произведений литературовед Якушин Н. И.
Характерные черты «Стихотворений в прозе»:
• небольшой объём;
• лиризм;
• обычно бессюжетная композиция, это раздумье писателя;
• членение на мелкие абзацы;
• форма исповеди;
• музыкальность;
• наличие лирического героя;
философские раздумья над основными вопросами бытия.
Можно ли назвать это произведение стихотворением?
Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя.
Звучит стихотворение в прозе И.С. Тургенева
Жанр стихотворения диктует выбор сюжетного материала. В основе произведения не конкретные исторические факты, а мысли и чувства лирического героя).
Как мастерски И. С. Тургенев, не раскрывая в своем произведении конкретные реалии времени, несколькими слова ми передает свои чувства: «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины», «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома».
Основная мысль этого стихотворения - вера в русский народ, любовь к русскому народу, его языку. Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит. Вера в великое будущее русского народа.
Автор имеет в виду не только настоящих близнецов, а людей похожих по злобе, грубости, невежеству. Обратите внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы. Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей. Философский смысл этого стихотворения в прозе звучит призывом: Умейте сдерживать себя, свои чувства.
Стихотворение в прозе «Два богача» рассказывает о том, как превозносят богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых…» Автор соглашается с тем, что известного на весь мир человека стоит похвалить. Но никто в этом мире никогда не узнает о другом благородстве, благородстве бедного человека, обездоленного, для которого каждый грош – шанс выжить.
О чём говорится в стихотворении? Восхваляется богач Ротшильд, который из своих «громадных» доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши. Можно ли сказать, что в стихотворении показаны 2 богача? Да, один имеет деньги, а другой - доброту и бескорыстие. Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли к выводу, что в нём раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным людям.
Ключевые слова: И.С. Тургенев, личность, судьба, эпоха, тема, жанр, стихотворения в прозе, лирическая миниатюра
Основные понятия:
o Жанр
o Стиль
o Лирическая миниатюра
o Тема
o Стихотворения в прозе
o Эпитет
o Пейзаж
o Интерьер
o Портрет
o Конфликт
Основные имена: И.С. Тургенев
Основные выводы:
• Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство и делает взаимоотношения конфликтными. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком.
• Книга И. С. Тургенева «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.
• Тургенев был одним из первых русских писателей, который понял душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.
• Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
• Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.
Литература:
• Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
• Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2016.
• Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016.
• Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
Разбор типового тренировочного задания
Выделение цветом
Отметьте даты жизни И.С. Тургенева:
а) 1818 –1883;
б) 1799-1837;
в) 1814-1841;
г) 1828-1910
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уяснив его содержание.
2. Вспомните фактический материал урока. Для выполнения задания важно также вспомнить годы жизни других великих писателей эпохи..
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте объяснить и подтвердить каждую позиции текстом произведения.
4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Одиночный выбор
Бирюк серьезно относится к работе, так как:
а) хочет выбиться в люди
б) он видит в этом свой долг
в) работа спасает его от горьких мыслей о своей судьбе
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уяснив его содержание.
2. Вспомните содержание произведения «Бирюк», образ главного героя.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте объяснить и подтвердить каждую позиции текстом произведения.
4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.

Задание на установление соответствий. И. С. Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе.
«Русский язык». «Близнецы», «Два богача»

«Они одинаково корчились от ярости.
Одинаково пылали близко друг на
дружку надвинутые, до странности
схожие лица…»

«Возьмем мы Катьку, — говорила
баба, — последние наши гроши на
нее пойдут, — не на что будет соли
добыть, похлебку посолить...»

«Не будь тебя — как не впасть в
отчаяние при виде всего, что
совершается дома?»

«Близнецы»

«Два богача»

«Русский язык»

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6