Литература. 7 класс

Урок 4. Эпос народов мира. Былины


Урок 4: «Эпос народов мира. Былины»
Содержание урока:
Героический эпос народов мира: мировоззрение народа и поэтика жанров. Былины – киевский и новгородский цикл. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. «Песнь о Роланде» – французский средневековый эпос.
План урока:
1. Постановка целей и задач.
2. Основное содержание:
– Древность героического эпоса.
– Эпос народов мира.
– Русский эпос - былины. Киевский и Новгородский цикл.
– Историческая основа былин.
– Образ богатыря.
– Поэтика былины.
– Исполнение былины.
– Карело-финский эпос «Калевала».
– Французский эпос «Песнь о Роланде».
3. Основные выводы.
4. Разбор тренировочного и контрольного задания.
Для успешного обучения необходимо освоить все элементы содержания, особое внимание уделить своеобразию жанров былина, руны, героический эпос.
На этом уроке вы
– узнаете жанры и произведения народного эпоса русского, финского и французского народов;
– научитесь определять основные художественные черты героического эпоса;
– сможете самостоятельно проводить анализ поэтики былин киевского и новгородского циклов.
Словарь:
Былины – жанр русского фольклора, героика-патетическая песня о богатырях и исторических событиях.
Руны – эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других финно-угорских народов. «Калевала» – карело-финский поэтический эпос, состоит из 50 рун (песен).
Героический эпос – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.

Основное содержание урока
Народный героический эпос – один из самых древних видов устного народного творчества в мире. «Эпос о Гильгамеше» создавался в древнем Востоке на аккадском языке на протяжении полутора тысяч лет, начиная с XVIII в. до н. э. В это время египтяне еще продолжали строить свои последние пирамиды.
Эпос – это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.
В 9 веке до нашей эры греческий поэт-сказитель Гомер пел эпические сказания о героях древних греков, которые объединены в 2 больших цикла – «Илиада» и «Одиссея». Эти мифологические песни греков стали основой греческой, римской, а затем и частью европейской культуры и искусства.
В средневековой Европе у разных народов рождается свой героический эпос, прославляющий героев-воинов, защитников народа:
– «Песнь о Нибелунгах» у немцев,
– «Песнь о Роланде» у французов,
– «Сказания о нартах» у осетин,
Самый большой в мире киргизский эпос «Манас»: он имеет 500 000 строк, что в 18 раз больше «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых.
Эпос – героическое повествование о прошлом, содержание целостную картину народной жизни.
Былины
Эпос русского народа – былины. Они не объединены в один сюжетный цикл, как у других народов, но их связывают сквозные герои, место действия, единая поэтика. Русские былины делятся на 3 цикла – мифологический, киевский и новгородский. В последние два входят самые популярные былины о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Садко, Микулы Селяниновича, Василия Буслаева.
Былины рождаются на исторической основе, поэтому доносят имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тугоркана, Батыя).
Кто такой богатырь? Синоним этому, по-видимому, иранскому слову – русское «храбр». Когда будете читать былины, обратите внимание, что слово «богатырь» почти всегда уточняется – русский богатырь, потому что богатырей много, и не только на русской земле.
Главная черта богатыря, храбра – это огромная сила, мужество в бескорыстном служении родной земле. В былинах богатыри идеализированы, гиперболизированы. Особенно с большим преувеличением рассказывается об их силе (один богатырь может легко победить целое войско противника, Соловья-разбойника или Змея Горыныча).
Но каждый богатырь обладает и индивидуальными качествами:
- Илья Муромец самоотверженно предан родине, в нем сильно чувство справедливости, поэтому он иногда ссорится с князем Владимиром;
- Добрыня Никитич – дипломат, советчик, примиритель,
- Алеша Попович – молодой, смелый, хитрый и хвастливый.
Читая или слушая былину, вы сразу узнаёте ее по особенной напевности и традиционным художественным приемам. Каково художественное своеобразие (поэтика) былин?
– Былины часто начинаются с запева:
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота океан-море,
Широко раздолье по все земле,
Глубоки омуты днепровские.
– В былинах повторяются общие места – это формулы повторяющихся ситуаций: снаряжение богатыря, седлание коня, пирование и др.
– Для былин характерна замедленность действия благодаря разного рода повторам, чаще троекратным: трижды борется Добрыня Никитич со змеем, трижды закидывает в Ильмень-озеро свои сети Садко.
– Напевность, велеречивость языка создает былинный стих, который предполагает одинаковое количество ударений в строке.
– Тропы и стилистические фигуры:
- гипербола – идеализировано преувеличена сила богатырей, размеры врага.
- постоянные эпитеты создают узнаваемые образы: Владимир-князь стольно-киевский, добрый конь, молода жена, силушка поганая и др.
- сравнения: Богатырь как ясен сокол, конь под ним как бы лютый зверь, богатырь бьёт врагов, как траву косит…
Прочитайте фрагмент и постарайтесь самостоятельно определить основные художественные черты былины (не менее 3):
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
Как исполнялись былины? Пелась ли былина под «гусельки яровчаты», как это представил Виктор Васнецов на картине «Гусляры»? В самой былине на гуслях играют Добрыня Никитич, Садко и Ставр.
Но музыкальное сопровождение, по видимому, не главное, т.к. былины исполнялись речитативом, нараспев, ей соответствовал серьёзный и спокойный напев, который не отвлекался ни на какие музыкальные эффекты.
«Калевала»
Для крело-финского эпоса манера исполнения была важной частью: под этот способ исполнения подстроена художественная специфика песен, которые называются руны.
Певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за руки (иногда крест-накрест), и они начинают петь, покачиваясь взад-вперед. Такая манера родила особенный склад рун — почти постоянное использование синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Не всегда перевод на русский язык может отразить эту особенность рун.
Карельские народные эпические песни собрал и обработал в 19 веке финский языковед и врач Элиас Лённрот.
Он сюжетно связал отдельные народные эпические песни (50 рун) и назвал такой сборник «Калевала». Калевала – это эпическое имя страны, в которой живут и действуют карельские народные герои.
В «Калевале» нет исторической основы, как в эпосе других народов. В Калевале нет государства, народа, общества: она знает только семью, и её богатыри совершают подвиги не во имя своего народа, но для достижения личных целей, как герои чудесных сказок. Богатыри – кузнец Ильмаринен, песнопевец Вяйнямёйнен, забияка Лемминкяйнен – совершают подвиги не столько при помощи физической силы, сколько посредством заговоров, как шаманы. Они могут принимать разный вид, оборачивать других людей в животных, переноситься чудесным образом с места на место, вызывать атмосферные явления — морозы, туманы и прочее. Они сватают себе красивых невест – дочерей злой старухи Лоухи, хозяйки северной страны Похъёлы.
«Песнь о Роланде»
В отличие от «Калевалы», где вместо истории – мифы, и даже в отличие от русских былин, в которых история завуалирована, полностью подчинена художественным задачам, французская эпическая поэма «Песнь о Роланде» исторична и имеет единый сюжет и строгую композицию: завязка, кульминация, развязка.
Поводом для создания этой поэмы послужили события 778 года, когда Карл Великий вмешался в междоусобные распри мусульманской Испании и потерял в этой войне своего любимого племянника графа Роланда.
Поэма появилась в 9–10 веках, когда складывался средневековый французский военный эпос, поэтому в «Песне о Роланде» подробно описывается вооружение, боевые поединки, зато совершенно не уделено внимание быту, мирной жизни.
«Песнь о Роланде» и русские былины киевского цикла роднит любовь к родной земле, готовность постоять за христианскую веру.
В народном героическом эпосе в художественных образах запечатлено мировоззрение народа, его представление о своей истории и главных героях-богатырях, воинах. Героический народный эпос лёг в основу культуры – литературы, живописи, музыки, кинематографа и др.
Основные выводы
1. Народный героический эпос – один из самых древних видов устного народного творчества в мире.
2. У разных народов в древнем мире и в средневековье сформировался свой героический эпос.
3. Эпос русского народа – это былины. Русские былины делятся на 3 цикла – мифологический, Киевский и Новгородский.
4. Былины рождаются на исторической основе, поэтому доносят имена реально существовавших лиц.
5. Главная черта богатыря – это огромная сила, мужество в бескорыстном служении родной земле, но каждый богатырь обладает и индивидуальными качествами.
6. К художественным особенностям былины относятся: запевы, общие места, повторы, гиперболы, устойчивые эпитеты, сравнения, тоническое стихосложение.
7. Музыкальное сопровождение не главное, т.к. былины исполнялись речитативом, нараспев, ей соответствовал серьёзный и спокойный напев.
8. «Калевала» – карело-финский поэтический эпос, состоящий из 50 рун, которые исполняются двумя рунопевцами. В «Калевале» нет исторической основы, как в русских былинах.
9. Французская эпическая поэма «Песнь о Роланде» исторична и имеет единый сюжет и строгую композицию. «Песнь о Роланде» и русские былины киевского цикла роднит любовь к родной земле, готовность постоять за христианскую веру.
Литература
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5 изд. — М.: Просвещение, 2017.
2. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Прочитайте вопрос и выберите правильный ответ:
Текст задания Какая художественная особенность былин явлена в этом отрывке особенно ярко:
Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке на дубовоей.
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне,
Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
Варианты ответов
1. Устойчивые эпитеты
2. Подхват
3. Гипербола
4. общие места
Стратегия выполнения задания:
• Выполнение подобного рода заданий требует знания поэтики былины.
• Внимательно прочитайте фрагмент былины и подумайте над всеми вариантами ответа, вспомнив художественные особенности былин.
• Выберите, на ваш взгляд, правильный ответ.
• Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.
• Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, повторите художественные особенности былин и перечитайте фрагмент еще раз.

Разбор типового контрольного задания
Прочитайте вопрос и выберите правильный ответ:
Текст задания Жанр русского фольклора, героика-патетическая песня о богатырях и исторических событиях
Варианты ответов 1. Историческая песня
2. Былина
3. Калевала
Стратегия выполнения задания:
• Выполнение подобного рода заданий требует знания термина.
• Подумайте над всеми вариантами ответа, вспомнив определения всех трех жанров.
• Выберите, на ваш взгляд, правильный ответ.
• Проконтролируйте себя, сравнив с правильным ответом.
• Если вы допустили ошибку, подумайте над ней, повторите определения приведенных в задании жанров.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6