Русский язык. 9 класс

Урок 31. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели


Урок 31. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
Прочитайте запись. Является ли данное сочетание слов предложением? Подумайте, какой подчинительный союз необходимо вставить, чтобы данная запись стала предложением. Запишите его.
Надо поторопиться___________ не опоздать на поезд.
Правильный ответ: чтобы.
Этот урок позволит вам познакомиться с придаточными цели и узнать, как отличить СПП с придаточными цели от других СПП
Основное содержание урока
Придаточные цели обозначают цель действия, названного в главном предложении; или указывают на назначение того, о чём говорится в главной части предложения. Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? С какой целью? Например, в предложении «Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье…» от главной части «так надобно уменье» задаётся вопрос ЗАЧЕМ? К придаточной части «чтоб музыкантом стать».
Придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы. Например, в предложении Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза для того чтобы.
Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы могут разбиваться на две части в зависимости от смысла и логического ударения.. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом — обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.; вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз перед чтобы. Например, в предложении «Мы обязаны знать Пушкина наизусть для того, чтобы знать родной язык во всём его изобилии» запятая ставится только перед словом «чтобы». А в предложении «Полку было приказано выйти к самой реке, с тем чтобы ночью форсировать её» запятая ставится перед союзом.
Членение союза обязательно, если ему предшествуют ограничительные, сравнительные и другие частицы, а также вводные слова. Например, в предложении Обо всём этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную задачу запятая должна ставиться после слова затем, потому что перед союзом идёт слово словно. А в предложении Он разрешил молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей членение союза обязательно, потому что перед ним идёт частица разве только.
Наиболее употребителен союз ЧТОБЫ, характерный как для разговорной, так и для книжной речи. Составные союзы ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ особенно распространены в книжной речи. Союзы ДАБЫ и ДА используются в книжной речи и имеют архаический оттенок. Например, «За сим, дабы не утомить благосклонного читателя, позвольте поставить точку»; «Стефан уже сзывал толпы густые, да уничтожить псковитян».
Особые оттенки значения вносятся союзами ЛИШЬ БЫ, ТОЛЬКО БЫ. В предложениях с этими союзами подчёркивается усиленное стремление к цели, причём средством достижения её является то, о чём говорится в главной части предложения. Например, «Тут же выяснилось, что железа на бандажи не хватает, и артельный староста все вёдра у бабы своей покрал, все крыши посымал с битых вагонов, лишь бы не останавливать движения на любимом транспорте»; «Отец готов всё сделать, только бы сыну было хорошо».
Придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Например, в предложении «Надо всегда поступать, чтобы ни перед кем не было стыдно» придаточная часть стоит после главной. В предложении «Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык» придаточная часть стоит перед главной. А в предложении «Для того, чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним, надо замедлить течение своей души» придаточная часть стоит внутри главной.
Придаточное цели нужно отличать от придаточных предложений других типов с союзом чтобы. Например: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». От главного предложения мы задаём вопрос что? Я хочу, (что?) чтоб к штыку приравняли перо - придаточное изъяснительное. Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. Главное предложение содержит указательное слово так. Задаем вопрос каким образом? Время посадки было рассчитано так, (каким образом?) чтобы к месту высадки попасть на рассвете – указываем на образ действия, это придаточное образа действия с дополнительным значением цели.
Ключевые слова:
Придаточное цели, группы СПП по значению, союз, составной союз.
Основные понятия:
Придаточные цели указывают на цель или назначение того, о чём говорится в главном предложении.
1. Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? С какой целью? для чего?
2. Придаточные цели прикрепляются ко всей главной части при помощи союзов чтобы, для того чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы и др.
3. Придаточные цели располагаются по отношению к главной части произвольно.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите, какое предложение является СПП с придаточным цели?
1. Чтобы чтение было глубоким и основательным, нужно хорошо сосредоточиться, настроиться на текст.
2. Прежде всего нужно получить представление о том, что мы собираемся прочитать, только тогда мы сможем рационально спланировать чтение.
3. Знакомство с текстом начинают с беглого просмотра.
4. Такой предварительный просмотр позволяет определить, насколько сложен текст, содержит ли он важную для нас информацию.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложение;
2) найти главную часть, задать от неё вопрос к придаточной части;
3) определить, с помощью чего присоединяется придаточная часть к главной;
4) вспомнить, на какой вопрос отвечает придаточное цели и с помощью чего присоединяется к главной части;
5) отметить предложение, удовлетворяющее нужным условиям.
Ответ: 1.
Разбор типового контрольного задания
Установите соответствие между предложением и его типом.
1. Ребята оделись потеплее, чтобы не замёрзнуть.
2. Ребята оделись так, чтобы не замёрзнуть.
3. Ребят предупредили, чтобы они оделись потеплее.
А. СПП с придаточным образа действия.
Б. СПП с придаточным изъяснительным.
В. СПП с придаточным цели.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти главную часть, задать от неё вопрос к придаточной части;
3) определить, с помощью чего присоединяется придаточная часть к главной;
4) вспомнить, на какие вопросы отвечают придаточные образа действия, придаточные изъяснительные, придаточные цели и с помощью каких союзов или союзных слов они присоединяется к главной части;
5) определить тип каждого предложения, выбрав букву ответа из данного списка.
Ответ: 1-В, 2-А, 3-Б.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6