Русский язык. 9 класс

Урок 27. Сложноподчинённые предложения с придаточным степени и образа действия

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени.
Придаточные образа действия
   Придаточные образа действия характеризуют способ совершения действия и отвечают на вопросы «как?», «каким образом?». Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия, относятся к одному слову в главной части – указательному местоимённому наречию «так» или сочетанию «таким образом» (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом «как».
   Придаточные образа действия располагаются за главной частью.


   [Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так], (как было нужно) (А. Н. Толстой)

Придаточные меры и степени
   Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос «до какой степени?» и присоединяются к главной части союзами «что», «чтобы», «как», «словно», «будто» и др. или союзными словами «сколько», «насколько».
   Придаточные с союзами «что», «чтобы» относятся к словам «так», «такой», «настолько», «столь» и оборотам «до такой степени», «в такой мере» и имеют дополнительное значение следствия.


   [Руки его дрожали до такой степени], (что он был не в состоянии расстегнуть пальто).
(А. Чехов)
Дополнительные оттенки значения придаточных образа действия, меры и степени.
   Придаточные с союзом «что» осложняются следственным оттенком значения:
   Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости... (М. Горький);
   Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует. (В. К. Арсеньев);
   Грей так задумался, что позабыл о хозяине. (А. С. Грин).

   Придаточные с союзом «чтобы» (при условном наклонении) имеют дополнительный целевой оттенок значения:
   Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней св. Георгия (А. И. Куприн).

   Придаточные с союзами «словно», «точно» приобретают сравнительный оттенок значения:
   Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости (М. Горький).

   Тот же оттенок значения заключается и в предложениях с соотношением «так…как» :
   Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне (П. Трояновский).

   Усиливается сравнительный оттенок, приобретающий характер уподобления, частицами, помещенными при наречии «так» :
   До сих пор думалось так же легко, как ехалось до узловой станции (М. А. Никулин).

   Сложноподчинённые предложения с придаточным степени обычно имеют соотношение «такой + существительное», «такой + прилагательное», «такой + наречие» (в главной части) и союзы «что», «будто», «словно», «как будто» (в придаточной). Общее значение степени качества в таких случаях осложняется дополнительными оттенками:
    следственным:
    Иногда я чувствую в душе такое мстительное чувство, что даже боюсь за себя
    (А. А. Фадеев);
    Пантелеев всю дорогу молчал с таким видом, что ни у кого не возникало желания с ним заговорить (К. М. Симонов);
    На дворе за окнами стало тихо, – так тихо, что где-то в двух шагах, в темноте, соловей вдруг залился громкой, беззаботной трелью (А. И. Куприн);
    сравнительным:
    День казался таким высоким, будто небо распахнулось до самой глубины (К. Паустовский).


Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка
Конспект урока
Урок для 9 класса по теме:
«Сложноподчинённое предложение с придаточным степени и образа действия»

Результаты обучения:
Личностные. Интерес к русскому языку.
Метапредметные. Сопоставление и анализ.
Предметные. Разграничение придаточных образа действия и придаточных меры и степени, отличие союзов от союзных слов.

Цели урока:
1) систематизировать знания о союзе как служебной части речи.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. .

Познавательные УУД. Определение понятий, создание обобщений, аналогий.

Ход урока

I. Актуализация прежних знаний. Мотивация к деятельности.
* вовлечение обучающегося в учебную деятельность, введение в тематику урока, позиционирование темы в контексте общего содержания учебного курса.
Ученики выполняют анализ синтаксических характеристик предложения, выявляют особенности предложений с придаточными образа действия, меры и степени.

II. Освоение нового материала
Ученики знакомятся с особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия, меры и степени по плану:
• к чему относится придаточная часть;
• на какой вопрос отвечает;
• чем присоединяется.

III. Активизация и закрепление изученного
Тренировочные задания.

IV. Контроль уровня усвоения нового материала
Контрольные задания.

V. Дополнительный материал
Предложен материал о дополнительных оттенках значения придаточных.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6