Русский язык. 9 класс

Урок 21. Понятие о сложноподчинённом предложении


Урок 21. Понятие о сложноподчинённом предложении
Прочитайте предложения, соотнесите их со схемами сложных предложений.
1). Познакомилась я с Пушкиным в Москве.
2). Я и раньше слышала о нем, любила его творения.
3). Он приехал, и волнение мое достигло предела.
4). Первое впечатление, которое он произвел на меня, было самое приятное.
5). Он был приятной наружности, которая сразу бросалась в глаза.
6). Несколько минут разговора с ним было достаточно, чтобы робость и волнение мои исчезли.
7). Когда Пушкин так расположил меня к себе, я видела в нем уже не великого поэта, а простого, милого, доброго знакомого.
8). Знакомство было весьма приятным, договоренность о будущей встрече грела душу.
а) [ ].
б) [ O , О ].
в). [ ],и [ ].
г). [ ], (которое…)
д). [ ],(которая…)
е). [ ], (чтобы…)
ж). (Когда…), [ ].
з). [ ],[ ].
Правильный ответ: 1-а), 2-б), 3-в), 4-г), 5-д), 6-е), 7-ж), 8-з).
Сегодня на уроке мы расширим свои знания о сложном предложении, познакомимся со структурой сложноподчиненных предложений, со средствами выражения синтаксических отношений между частями сложноподчиненного предложения, научимся определять место (позицию) придаточного предложения, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Основное содержание урока
1. Рассмотрев предложения, мы увидели, что сложные предложения бывают разных видов. Давайте вспомним, какие именно виды сложных предложений существуют в русском языке.
Сложные предложения
/
союзные бессоюзное
/
Сложносочиненное Сложноподчиненное
2. Мы видим, что сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных. Давайте рассмотрим структуру сложноподчиненного предложения.
3. Сложноподчиненное предложение состоит из двух и более неравноправных предикативных частей, то есть одно предложение главное, другое- придаточное. Предложение, от которого задается вопрос, называется главным, а то, к которому задают вопрос, - придаточным.
[Он был приятной наружности], (которая сразу бросалась в глаза).
4. Части сложноподчиненного предложения связываются интонацией или подчинительными союзами и союзными словами (относительные местоимения и наречия), которые всегда входят в придаточную часть
[Несколько минут разговора с ним было достаточно], (чтобы робость и волнение мои исчезли).
(Чтобы –подчинительный союз)
[Он был приятной наружности], (которая сразу бросалась в глаза).
(которая- союзное слово (относительное местоимение))
5. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении может находиться по отношению к главному в пре- (перед главным предложением), пост-(после главного предложения) и интерпозиции (внутри главного предложения).
(Когда Пушкин так расположил меня к себе), [я видела в нем уже не великого поэта, а простого, милого, доброго знакомого]. - препозиция
[Он был приятной наружности], (которая сразу бросалась в глаза). -постпозиция
[Первое впечатление, (которое он произвел на меня), было самое приятное]. -интерпозиция
6. Таким образом, сложноподчиненное предложение состоит из двух и более неравноправных предикативных частей, одна из которых главная, другая- придаточная; связаны части друг с другом интонацией и подчинительной связью (подчинительными союзами и союзными словами); придаточное предложение может стоять в пре-, пост- и интерпозиции по отношению к главному
Когда все стихло, на прежнем холме снова появились птицы.
Мы чувствовали себя чуть ли не детьми, когда отец впервые возил нас по городу.
Через несколько минут, которые показались всем тягостными, в воротах появился он.
7. Характеристика основных средств связи предикативных частей сложноподчиненного предложения: союзы связывают придаточное предложение с главным, не выделяются логическим ударением, могут быть заменены другим союзом.
Пушкин часто останавливался у нас, когда бывал в Москве
Пушкин часто останавливался у нас, если бывал в Москве
В качестве средств связи частей сложноподчиненного предложения выступают также относительные местоимения и наречия, которые выделяются ударением и выполняют роль членов предложения, могут быть заменены другим союзным словом или словом из главного предложения.
Беседы с Пушкиным, которые отличались необыкновенной искренностью и эмоциональностью, надолго оставалиь в моем сердце.
Беседы с Пушкиным, беседы отличались необыкновенной искренностью и эмоциональностью, надолго оставалиь в моем сердце.
В беседах с ним я не замечала, как пролетало время
8. Таким образом, выбирая средства связи между частями сложноподчиненного предложения, мы можем сделать акцент на более важном в нем.
Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта.
Когда Пушкин задумал жениться на Н. Н. Гончаровой, Нащокин посоветовал ему жениться.
Ключевые слова:
Сложноподчиненное предложение, главное предложение, придаточное предложение, средства связи в сложноподчиненном предложении, подчинительный союз, союзное слово, препозиция, постпозиция, интерпозиция придаточного предложения.
Основные понятия:
• Сложноподчиненное предложение- это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
• Главное предложение- это предложение, от которого задается вопрос к придаточному предложению
• Придаточное предложение- это предложение, которое зависит от главного предложения.
• Средства связи —это средства, помогающие правильно выражать синтаксические и смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения (подчинительные союзы и союзные слова).
• Подчинительные союзы связывают в сложноподчиненном предложении простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
• Союзные слова- это относительные местоимения (который, что, кого, чем, кем и др.), и наречия (где, куда, откуда и др.), используемые в роли подчинительных союзов- средств связи, с помощью которых придаточное предложение присоединяется к главному. Союзные слова являются членами предложения.
• Позиция придаточного предложения- это положение придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.
Пояснения:
• Подчинительный союз или союзное слово всегда находятся в придаточном предложении.
• Союзные слова выделяются ударением и являются членом предложения, так как могут заменять какое-либо слово из главного предложения.
• Придаточное предложение может стоять перед главным предложением (препозиция), после- (постпозиция) или внутри него (интерпозиция).
Разбор типового тренировочного задания
В каких случаях средством связи в предложении является союз, а в каких союзное слово.
а) Когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень, мы вышли к знакомой реке.
б) Только теперь я по-настоящему осознал, что значит для него эта вещь.
в) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал странный шум.
г) И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну. (Я.Полонский)
1) союз
2) союзное слово
Алгоритм выполнения задания:
1.Прочитать предложения.
2.Выявить главное и придаточное предложения.
3.Определить средство связи (союз или союзное слово)
Ответ: 1-ав, 2 –бг
Разбор типового контрольного задания
Определите позицию придаточного предложения. Установите соответствия.
1). Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный, малиновый репей.
2). Репей, который у нас называют «татарином», старательно окашивают и выкидывают из сена покосники.
3). Мне вздумалось сорвать репей, чтобы добавить к своему букету.
4). Хотя мне и удалось сорвать цветок, радости мне это не принесло.
5). Я пожалел, что напрасно погубил цветок, и бросил его. (По Л.Н.Толстому)
препозиция
постпозиция
интерпозиция
Алгоритм выполнения задания:
1.Прочитать предложения.
2.Выявить главное и придаточное предложения.
3.Определить позицию придаточного предложения (пре-, интер-, пост-).
Ответ: 1-постпозиция, 2-интерпозиция, 3-постпозиция, 4-препозиция, 5-интерпозиция.
Дополнительный материал
Спишите текст, расставьте знаки препинания, начертите схемы сложноподчиненных предложений.
а). Когда с деревьев осыпались листья, над станцией полетели дикие гуси.
б). Им предстояло совершить далекий, трудный путь, который могла выдержать не каждая птица.
в). Утром и днем, пока синева неба была видна, можно было наблюдать темные точки улетавших на юг гусей.
г). Если порыв ветра сносил летящих сзади молодых гусей, они сбивали линию строя, тревожно кружились над степью.
д). Тогда старый вожак, что вел стаю, замедлял размеренный лет и звал их резким гортанным криком.
(По В. Закруткину)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6