Русский язык. 8 класс

Урок 42. Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами


Урок 42. Синтаксический и пунктуационный разборы предложений
с обособленными членами
Расставьте знаки препинания в предложениях, осложнённых обособленными второстепенными членами. Какие условия надо соблюдать при расстановке знаков препинания?
Избы шли в один ряд (?) и вся деревушка (?) тихая (?) и (?) задумчивая (?) с гля-девшими из дворов ивами (?) бузиной и рябиной (?) имела приятный вид
Ответ:
Избы шли в один ряд, и вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дво-ров ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид (А. Чехов)
На уроке обобщим синтаксические и пунктуационные знания и умения на основе языкового разбора.
При расстановке знаков препинания учитываем условия:
– к какому слову относятся обособленные члены предложения (способ выражения определяемого слова);
– чем выражены обособленные члены предложения;
– в какой позиции по отношении к определяемому слову находятся;
– нет ли добавочного значения (уступки или причины).
Основное содержание урока
Синтаксический и пунктуационный разборы обобщают грамматические знания, помогают определить правильную расстановку знаков препинания, соблюдать синтакси-ческие нормы. При синтаксическом разборе учитываем, что предложение является мини-мальной единицей коммуникации, и правильное построение и интонирование предложе-ния является условием грамотной речи. Синтаксический и пунктуационный разборы мо-гут быть общими (когда разбираются все синтаксические компоненты и части в предло-жении) и выборочными с целью определения грамматического значения, интонирования или расстановки знаков препинания в конкретном отрезке предложения.
Синтаксический разбор предложения, осложнённого обособленными членами, проводится так же, как и разбор простого предложения.
Порядок синтаксического разбора простого предложения
1. Выделить главные члены предложения. Подчеркнуть их. Указать, чем выражены главные члены предложения. Определить тип сказуемого (простое глагольное, составное именное, составное глагольное).
2. Выделить второстепенные члены предложения.
3. Определить тип предложения:
– по цели высказывания (повествовательное, побудительное, восклицательное);
– по интонации (восклицательное, невосклицательное);
– по количеству грамматических основ – простое;
– по наличию главных членов предложения (двусоставное, односоставно – опреде-ленно-личное, обобщенно-личное, неопределенно-личное, без-личное);
– по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое);
– по наличию пропущенных членов предложения (полное, неполное);
– по наличию осложняющих компонентов (однородными членами предложения, обособленными оборотами, вводными словами, вводными и вставными конструкциями, обращениями).
4. Объяснить постановку знаков препинания.
Проведём синтаксический разбор осложнённого предложения. Восстановите по-следовательность действий при разборе предложения:
Ржавая осока, всё ещё зеленая и сочная, склонялась к земле (А. Чехов)
Это предложение ________________, _____________. Грамматическая основа – ________ (подлежащее), _______ (сказуемое); значит, оно ________, __________. Подле-жащее выражено существительным. Сказуемое простое глагольное. В предложении есть второстепенные члены: осока (какая?) – ржавая, всё ещё зелёная и сочная; склонялась (к чему?) – к земле. Поэтому оно _____________. Предложение осложнено ___________ ____________ ___________, выраженным _____________ __________ ________, которые относятся к существительному осока.
Ответ: Это предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа – осока (подлежащее), склонялась (сказуемое); значит, оно простое, двусоставное. В предложении есть второстепенные члены: осока (какая?) – ржавая, всё ещё зелёная и сочная; склонялась (к чему?) – к земле. Поэтому оно распространённое. Предложение ос-ложнено распространённым согласованным определением, выраженным прилагательны-ми с зависимыми словами, которые относятся к существительному осока.
Запомним алгоритм действия при расстановке знаков препинания.
1) Обнаружив обособленный член в предложении, определим, каким членом пред-ложения является: определением (приложением), дополнением, обстоятельством.
2) обнаружив определение или приложение, укажем, к какому слову оно относится;
3) обнаружив обстоятельство, укажем, чем выражено;
4) обнаружив дополнение, определим, не выражено ли оно оборотами со словами кроме, сверх, помимо, сверх, наряду, за исключением, вместо;
5) обнаружив уточняющие члены предложения, определим, как они присоединяются к уточняемым: при помощи интонации или при помощи слов (то есть, или, именно, даже, особенно, в частности, в том числе, например, главным образом).
Ключевые слова: обособленные второстепенные члены; интонационное и смысло-вое выделение; способы выражения членов предложения.
Основное понятие.
Обособление – способ интонационного и смыслового выделения второстепенного члена предложения. В устной речи обособленные члены предложения произносят-ся с особой интонацией, и на письме выделяются запятыми. При помощи обособ-ления второстепенным членам предложения придается большая смысловая значи-мость. Обособленные члены предложения осложняют простое предложение, уточ-няя или поясняя член предложения, к которому они относятся
Разбор типового тренировочного задания
Укажите правильное решение и объяснение пунктограммы в предложении (цифрами указаны возможные места расположения запятых):
С утра зарядил дождь (1) мелкий (2) но злой (3) холодный (4) и работа в поле со-рвалась.
1) 2, 3 – определения в простом предложении, запятые нужны;
2) 1, 2, 3 – определения в простом предложении, запятые нужны;
3) 2, 3, 4 – определения в сложносочинённом предложении, запятые нужны;
4) 1, 2, 3, 4 – обособленные определения в сложносочинённом предложении, запя-тые нужны.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) определить грамматические основы;
3) установить способ выражения второстепенных членов предложения;
4) установить пунктуационные отрезки;
5) указать верный вариант расстановки запятых.
Ответ: 4 – С утра зарядил дождь, мелкий, но злой, холодный, и работа в поле со-рвалась.
Разбор типового контрольного задания
Подчеркните обособленные определения, оторванные от определяемого слова.
1) Недалеко от дома, обнесённый оградой, раскинулся парк.
2) День клонился к вечеру, полный степных запахов.
3) Весёлый в компаниях, мой приятель скучал без постоянного общения.
4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек (Ю. Казаков)
5) Порою, звучный и тяжёлый, высоко в небе грохотал громовой гул (И. Бу-нин)
Алгоритм выполнения задания:
1) Прочитать предложения;
2) определить грамматические основы;
3) установить определяемое слово и обособленные определения;
4) выделить курсором одиночные обособленные определения или обособленный обо-рот, выраженный прилагательным с зависимым словом.
Ответ:
1) Недалеко от дома, обнесённый оградой, раскинулся парк.
2) День клонился к вечеру, полный степных запахов.
3) Весёлый в компаниях, мой приятель скучал без постоянного общения.
4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек (Ю. Казаков)
5) Порою, звучный и тяжёлый, высоко в небе грохотал громовой гул (И. Бунин)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6