Русский язык. 8 класс

Урок 36. Однородные члены, связанные сочинительными союзами. Обобщающие слова, пунктуация при них

Конспект урока
Урок в 8 классе по теме:
«Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

Тип урока – урок изучения и закрепления нового материала.

Цели урока:
• Разобраться в правилах пунктуации при однородных членах, связанных союзами.
• Повторить виды сочинительных союзов по составу и по значению.
• Обратить внимание на отсутствие знаков препинания во фразеологизмах.
• Разобраться в правилах постановки знаков препинания при обобщающих словах.
• Развивать языковое чутье и логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку.

1. Организационный момент

2. Мотивационный модуль
     Выявляется отличие в способах связи между однородными членами в пределах одного предложения с несколькими рядами однородных членов (связанных союзами и только интонацией). Актуализируется проблема постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами.
     Через рассмотрение примеров слов и словосочетаний актуализируется представление об обобщающих словах при однородных членах как о родо-видовых соотношениях. Делается акцент на возможных грамматических ошибках при смешении обобщающего слова с однородными членами.

3.Объяснение нового материала
Объясняющий модуль.
     Рассматриваются существующие способы связи между однородными членами с помощью сочинительных союзов разных видов. Делается обобщение наблюдений за примерами употребления однородных членов с союзами разных видов. Обращается внимание на случаи употребления союза «и», который может быть многозначным, на случаи употребления повторяющихся союзов в составе фразеологизмов, на случаи употребления двойных союзов.
     Дается определение обобщающего слова, указываются одинаковые признаки обобщающего слова и однородных членов. Рассматриваются варианты расположения обобщающего слова по отношению к однородным членам и правила постановки знаков препинания при них. Обращается внимание на интонацию при использовании обобщающих слов, которая может стать опорой при их выявлении в предложении. Указываются способы выражения обобщающего слова. Рассматриваются случаи использования вводных слов после обобщающих слов и знаки препинания в этом случае.

План изучения:
• Виды сочинительных союзов по составу и значению.
• Правила постановки запятой при однородных членах, связанных союзами.
• Правила отсутствия запятой при однородных членах связанных союзами.
• Правила постановки запятой при союзе «и».
• Правила отсутствия запятой при повторяющихся союзах в составе фразеологизмов.
• Правила пунктуации при двойных союзах.
• Определение обобщающего слова как логической категории.
• Правила постановки запятой при обобщающих словах, стоящих перед однородным рядом.
• Правила постановки запятой при обобщающих словах, стоящих после однородного ряда.
• Правила постановки запятой при обобщающих словах, стоящих перед однородным рядом и с продолжающимся предложением.
• Правила постановки запятой при вводных словах после обобщающих слов, стоящих перед однородным рядом.
• Способы выражениях обобщающих слов.

4. Закрепление нового материала
Тренировочный модуль.
Выполнение заданий из тренировочного модуля.

5. Контрольный модуль
Выполнение заданий контрольного модуля.

Литература:
Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Редактор Н.М. Шанский. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных оранизаций. – М.: «Просвещение», 2016 г.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6