Литература. 8 класс

Урок 19. А. А. Блок. «Россия»: история и современность


Урок 19. А.А. Блок «Россия».
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «А.А. Блок. «Россия».
1. Слово о Блоке
2. Роль семьи в воспитании будущего поэта
3. Тема и идея стихотворения «Россия»
4. Лингвистический анализ стихотворения
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Как вы думаете, почему Александра Блока называли «трагическим тенором эпохи»?
На этом уроке
Вам предстоит узнать о жизни и творчестве А. А. Блока; познакомитесь с его стихотворением ««Россия».
Вы научитесь определять идею и тему лирического произведения.
Вы сможете самостоятельно найти и классифицировать средства художественной выразительности в тексте стихотворения.
Словарь:
Аллитерация - повтор согласных звуков в строке
Инверсия - перестановка слов
Антитеза– противопоставление
Мета́фора (от др. -греч. μεταφορά — «перенос» , «переносное значение» ) — фигура речи (троп) , использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса.
Лирика- это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур
Лирический герой – образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении
Ямб — двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.
Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.
Основное содержание урока
«Был Пушкин и был Блок.… Все остальное – между!»,- эти слова Владислава Ходасевича как нельзя ярко отражают значение и сущность самого удивительного поэта, который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового, соединив в своем творчестве русскую классику и искусство нового века. Это имя – Александр Блок.
Начало ХХ века – одна из сложнейших и славных страниц истории России и русской культуры. Это эпоха трагических событий в жизни страны: гибель Цусимы, Кровавое воскресенье – 9 января 1905 года, разгром первой русской революции… И в то же время это эпоха великого исторического рубежа, грандиозных общественных переворотов. Это мятежное, бурное время не могло не отразиться в русском искусстве, всегда необыкновенно чутком к общественной атмосфере страны. Она дала России гениальных художников, музыкантов, писателей-бунтарей. И среди величайших имён этой богатой талантами эпохи мы с гордостью, трепетом и преклонением называем имя Александра Блока.
16 ноября 1880 года в Петербурге в семье ректора университета Андрея Николаевича Бекетова у его двадцатилетней дочери Александры Андреевны Блок родился сын Александр.
Это была стародворянская высоко интеллектуальная. Дед будущего поэта был известным учёным-ботаником, бабушка Елизавета Григорьевна – писательница, известная в своё время переводчица.
Мать будущего поэта, Александра Андреевна, занималась переводами с французского. Отец, Александр Львович Блок – профессор права варшавского университета тоже был знатоком литературы.
Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, который был профессором ботаники, а на лето семья уезжала в подмосковное имение Шахматово. Детство будущего поэта было безоблачным, рос будущий поэт среди литературы и музыки.
Первое стихотворение Александр написал в 5 лет, с тех пор Поэзия поселилась в доме Блока. Особенно полюбились ему стихи Жуковского и Полонского.
В 9 лет (1890 год) он выдержал экзамен и поступил в Введенскую гимназию Санкт - Петербурга.
В 13 лет он решил выпускать рукописный журнал «Вестник». Он был и редактором, и автором, писал приключенческие романы, очерки, баллады, стихи, переводил европейских авторов. За 3 года выпустил 37 номеров.
30 мая 1898 года Блок окончил гимназию, а 31 августа поступает на юридический факультет Петербургского университета и через несколько месяцев переводится на филологический факультет, который успешно заканчивает в 1906 году.
Будучи студентом он встречает большую любовь в лице Любови Менделеевой, и в 1903 году женится на ней.
Александр Блок прошел недолгий, но яркий творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. Старая и «новая» Россия, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ. Один из исследователей его творчества, В.Орлов, назвал его «самым историческим поэтом в литературе 20 века, ибо все, что он писал, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».
Трагический день 9 января 1905 года – Кровавое воскресенье – Блок пережил со смятением, ужасом и гневом.
Ненависть к никчемной, бездарной и жестокой власти, «восторг мятежа» крепли в душе поэта.
Революцию 1905 года он принял восторженно. Целыми днями он бродил по городу, жадно всматривался в окружающее. Современники вспоминали, что он нёс красное знамя в одной из рабочих демонстраций.
Но после революции 1905 года Блок наступают годы безвременья, для поэта – это годы тяжелого душевного кризиса. Выход из тупика связывается им с образом Родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути. Каким бы ни было настоящее России, поэт всегда верил в ее будущее. Тревожные думы о судьбе родной страны, терзаемой революционными волнениями, захватывают поэта.
В 1915 г. выходит книга «Стихи о России», названная автором «Роман в стихах», в ней есть цикл «Родина». К циклу «На поле Куликовом» примыкает стихотворение «Россия» (1908), в котором поэт передает своё очень личное, романтически окрашенное чувство любви к Родине.
Тема Родины становится сквозной в его творчестве. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь»,- признавался поэт. Его путь должен сливаться с историческим путем его Родины.
Стихотворение «Россия» написано Александром Александровичем Блоком восемнадцатого октября тысяча девятьсот восьмого года, в период, когда создавался цикл «Родина» третьего тома «Трилогии вочеловечения». Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.
О чём это стихотворение? О чём пишет поэт?
О вечном движении, о вечной молодости России, о нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о великой своей любви и вере в Россию.
Тема его – тема России, любовь к России такой, какая она есть.
В первой строфе стихотворения возникает тема дороги. Картина создается конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лирический герой признается в своей любви к Родине: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви!» Мы понимаем, что судьба его и судьба России неразделимы, слиты воедино. Герой со смирением принимает все происходящее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудности и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая песня ямщика» звенит «тоской острожной», а краса России — «разбойная».
В стихотворении используется Четырёхстопный ямб с перекрестным рифмованием. Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.
Образы разной России: и нищей, и колдовской. Образ женщины-Руси
Лирический герой произведения - это настоящий патриот, человек, который любит свою Родину совершенно бескорыстно, такой, какая она есть. Он с ней и в горе, и в радости. Настроен оптимистично: верит в светлое будущее.
Автор использует приёмы звукописи. Аллитерации «три, треплются, расхлябанные, серые, ветровые, первые, крест, разбойную» подчеркивают трудность пути России.
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одно заботой боле –
Одной слезой река шумней
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы расписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, т.е. раздольные, тоскливые, задушевные песни, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная.
Важное значение приобретает эпитет – «разбойная краса», что значит яркая, своевольная красота. Разбойная красота в противоположность смиренной таит в себе намек на нечто упрямое, непокорное и вместе с тем сильное, что может выстоять в любых испытаниях. Отсюда прямое утверждение поэта, что Россия не пропадет, не сгинет, выстоит. Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу...Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
В стихотворении часто используется инверсия - перестановка слов («вязнут спицы», «избы серые», «жалеть я не умеюНе пропадешь, не сгинешь ты»
Использовано открытое сравнение «как слёзы первые любви» для передачи тонких граней настроения и чувств лирического героя по отношению к Родине.
Присутствуют и характерные для символизма метафоры: «чародею», «крест свойнесу». Олицетворение: Россия - женщина (какому хочешь чародею отдай разбойную красу)
Метафора: забота затуманит.. .
Риторическое обращение: Россия, нищая Россия! Антитеза словосочетаний «спицы расписные» — «расхлябанные колеи» говорит о контрастности, свойственной нашей стране.
У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия - это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России.
Тема родины, России — сквозная блоковская тема. На одно из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все — о России», — ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща…
Громадная историческая заслуга поэта состоит в том, что он связал прошлое с настоящим, что мы и видим во многих его стихотворениях.
Родина стала связующей темой многих произведений А. Блока. Она тесно соединена с различными мотивами его стихотворений: любовь, возмездие, революция, путь прошлый и путь будущий
Рассказ о Блоке хочется закончить стихотворением В. Лазарева:
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока.
Встреч разуму и свету встреч
В порыве мощном и глубоком.
Звучи же, вписываясь равно
В мир городов и деревень,
В ноябрь туманный, в тёплый август,
И в тяжкий, и в счастливый день.
...И не отринуть, не отречь
Строку от Родины и сроков.
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока!
Основные выводы:
А.А. Блок - великий русский поэт 20 века. Громадная историческая заслуга поэта состоит в том, что он связал прошлое с настоящим, что мы и видим во многих его стихотворениях.
Стремление понять поэзию Блока неотделимо от стремления понять его жизнь. Родина стала связующей темой многих произведений А. Блока. Она тесно соединена с различными мотивами его стихотворений: любовь, возмездие, революция, путь прошлый и путь будущий

Литература:
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
3. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
Разбор типового тренировочного задания
Ввод с клавиатуры пропущенных слов в тексте
Впишите пропущенное слово в определении:
___________ —– образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.
Вписать пропущенную информацию.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала конспект урока, уловите его общее содержание, смысл, последовательность.
3. Для этого задания важно вспомнить литературоведческие термины.
4. Вспомните или найдите в тексте урока, или в литературоведческих словарях данное определение.
5. Впишите недостающее содержание в пропуск и прочитайте еще раз предложение — проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Одиночный выбор
Определите идею стихотворения «Россия» А. Блока
1. Желание уехать из России
2. Поиски счастья
3. Вера в светлое будущее
Выбрать правильный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала весь текст, уловите его общее содержание, смысл, последовательность.
3. Для этого задания важно вспомнить тему урока, вспомнить идейное содержание стихотворения.
4. Вспомните, найдите в тексте урока, или перечитайте данное стихотворение.
5. Определитесь с выбором правильного ответа
6. Впишите ответ и прочитайте еще раз предложение — проверьте себя

А. А. Блок «Россия». Выделите цветом эпитеты.

Подсказка: эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и тому подобное.

Россия


Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле
Одной слезой река шумней
А ты все та желес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
синий

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6