Литература. 7 класс

Урок 26. На дорогах войны (обзор) А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.


Урок 26.
На дорогах войны.
Стихотворения (обзор)
Сегодня на уроке Вы изучите тему:
«На дорогах войны. Стихотворения (обзор)».
1. Значение поэзии в годы войны: интервью с Ю. Г. Разумовским — поэтом, участником Великой Отечественной войны.
2. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны. Ритмы и образы военной лирики.
2.1. А. А. Ахматова «Клятва».
2.2. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
2.3. Стихи о войне А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.
Годы и десятилетия отделяют нас ото дня окончания Великой Отечественной войны, унесшей жизни миллионов и подарившей свободу другим. Многих ветеранов и участников войны уже нет в живых. Однако произведения, посвященные тем суровым годам, живут и поныне, напоминая потомкам о славном подвиге советского народа во имя Победы. Уже в первые дни войны появляются стихи и песни, которые пробуждают высокие патриотические чувства, веру в победу и ненависть к захватчикам, те качества, которые просто необходимы на пути к Победе — мужество и отвагу.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
А. А. Ахматова
Стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» написано в начале войны, в эвакуации в Ташкенте. Слова стихотворения звучат, словно воинская клятва, — сберечь родную землю, а значит, сохранить «великое русское слово».
(Прослушать это стихотворение в исполнении народной артистки России Ольги Остроумовой вы можете, пройдя по ссылке: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/31701/episode_id/1193600/video_id/1169157/viewtype/picture/)
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Кто еще из поэтов и писателей обращался в своем творчестве к событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 года? Какие темы затрагиваются в произведениях о войне?
В ходе урока
Вы на примере стихотворений А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. Т. Твардовского, А. А. Суркова, Н. С. Тихонова продолжите знакомство с лирикой военных лет и ее значением в годы войны; познакомитесь с жанром публицистики — интервью (на примере интервью с поэтом-фронтовиком Ю. Г. Разумовским).
Вы научитесь анализировать тексты лирических стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне, определять их темы.
Вы сможете освоить и закрепить литературоведческие понятия: публицистика, интервью.
Словарь:
Интервью — жанр публицистики; предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
Публицистика — род литературы и журналистики, рассматривает актуальные вопросы общественно-политической жизни.
Основное содержание урока
Высокую роль поэзии в годы войны подчеркнул в своем интервью поэт-фронтовик Юрий Георгиевич Разумовский. Из телевизионных передач, газет, журналов вы уже наверняка слышали об этом жанре.
Интервью — это предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Интервью относится к жанру публицистики — рода литературы и журналистики, изучающего актуальные вопросы общественно-политической жизни.
Стихи и песни о войне Разумовский называет «школой мужества», подчеркивая их «нравственное начало». Ведь именно на войне, по словам поэта, возникают ситуации, которые подвергают испытанию индивидуальные качества каждого человека и предлагают сделать свой нравственный выбор. В эти страшные годы поэзия оказывается рядом с человеком: она помогает ему не падать духом, бороться, идти к Победе! А в каждом стихотворении того времени мы слышим отголоски личных переживаний участников и очевидцев военных событий, народа в целом.
В первый, роковой год войны появляются стихи А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова и др. В день начала войны, 22 июня 1941 года, Василий Иванович Лебедев-Кумач пишет свое легендарное стихотворение «Священная война», ставшее впоследствии всенародно известной песней. Рваный, нечеткий ритм песни, сочетающий в себе маршевую строгость, с одной стороны, и лирическую распевность, с другой, передает суровость духа военного времени и личную боль каждого человека:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Война — общая трагедия, сплотившая миллионы людей в единой цели — борьбе во имя Победы. Неслучайно, что первые стихи о войне имеют призывно-воодушевляющий характер. В них звучит вся гамма чувств человека: гнев и горечь утрат, верность Родине, вера в Победу.
Написанное в июле 1941 года стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Клятва», — своего рода призыв-обращение ко всем женщинам-матерям, женам, сестрам выстоять и найти в себе силы поддержать тех, кто уходит на фронт:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Осенью 1941 года Константин Михайлович Симонов пишет стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу поэта Алексею Суркову, автору известной «Землянки». С интонацией дружеской беседы, не спеша, просто поэт рассказывает о событиях на Смоленщине в годы войны. Стихотворение пронизывает тема любви к родине, звучит мотив обращения к ее многовековой истории:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди…
Прочитайте стихотворение полностью и ответьте на вопрос: Почему многие стихотворения и песни военных лет пронизывает именно чувство любви к Родине?
(Вы также можете прослушать это стихотворение в исполнении народного артиста России Юрия Соломина в Интернете, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=vdMdjxzJHCs).
Душу каждого человека на войне согревали стихи и песни о любви, верности, родном доме. Стихотворение Алексея Александровича Суркова «Бьется в тесной печурке огонь...» написано в ноябре 1941 года на Западном фронте, где в то время шли ожесточенные бои. С самого начала оно представляло собой часть фронтового письма поэта жене. Спустя практически год с момента написания стихотворения, в 1942 году, появилась и песня. С трепетом и любовью хранили бойцы в карманах своих гимнастерок стихи «Землянки», вырезки из газет с этими стихами посылали в письмах домой, с ними шли в бой.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
А. А. Сурков
Памяти тех, кто не вернулся с фронта, посвящает свое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение написано спустя одиннадцать лет с момента окончания войны, в 1966 году. Монолог лирического героя пронизывает глубокое чувство вины перед погибшими в годы войны:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
(Прослушать стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» в исполнении народного артиста России Василия Ланового вы сможете, перейдя о ссылке: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/31701/episode_id/1188567/video_id/1165676/).
«Памятником Неизвестному солдату, первым в его честь зажженным вечным огнем» поэт-фронтовик Юрий Георгиевич Разумовский назвал стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». Стихотворение написано в 1946 году и продолжает тему памяти в творчестве поэта:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете…
Здесь мы слышим другой монолог — монолог пропавшего без вести солдата. Стихотворение представляет своего рода нравственное завещание последующим поколениям беречь и защищать свою Родину:
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить…
(Полностью прослушать стихотворение «Я убит подо Ржевом» в исполнении народного артиста России Алексея Петренко вы сможете, перейдя о ссылке: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/31701/episode_id/1186759/video_id/1160905/)
В честь 20-й годовщины Победы поэтом Николаем Семеновичем Тихоновым написано стихотворение «Берлин 9 мая». Жизнеутверждающий пафос наполняет строки стихотворения:
И пусть в двадцатую весну
Народы слышат наше слово:
Здесь, где добили мы войну,
Мы не дадим родиться новой!..
Тема Великой Отечественной войны получает распространение не только в стихах поэтов-фронтовиков, непосредственных участников событий. Много позже о войне в своем творчестве скажут и такие известные поэты, как Анатолий Жигулин, Владимир Высоцкий и др. В стихотворении «Братские могилы» В. С. Высоцкий со скорбью и болью пишет о павших бойцах:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают….
(Полностью прослушать песню «Братские могилы» в исполнении Владимира Высоцкого вы сможете, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=UY3xVW3s0D4)
Удивительная способность художественной литературы откликаться, сопереживать не позволяет ей оставаться в стороне в переломные периоды в судьбе страны. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, звучит и радость Победы, и горечь утрат, и гордость за победителей, и чувство святого долга перед погибшими. Но все их связывает одно — чувство глубокой связи с родной землей, любовь и верность Родине.
Основные выводы:
Уже в первые дни войны появляются стихи и песни, которые пробуждают высокие патриотические чувства, веру в победу и ненависть к захватчикам, те качества, которые просто необходимы на пути к Победе — мужество и отвагу.
Стихотворение А. А. Ахматовой «Клятва», своего рода призыв-обращение ко всем женщинам стать сильнее, поддержать фронтовиков.
Стихотворение К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» — не только проникнуто чувством любви к Родине, это еще развернутая картина событий военного времени.
Душу каждого человека на войне согревали стихи и песни о любви, верности, родном доме. Стихотворение Алексея Александровича Суркова «Бьется в тесной печурке огонь...» — послание любимой женщине с фронта.
Чувство вины перед глазами погибших товарищей пронизывает стихотворение поэта «Я знаю, никакой моей вины…». Тему памяти в творчестве А. Т. Твардовского продолжает стихотворение «Я убит подо Ржевом».
20-летней годовщине в Победе над фашистской Германией посвящено стихотворение Н. С. Тихонова «Берлин 9 мая».
К теме войны обращаются не только поэты-фронтовики, но и поэты послевоенного времени: В. Высоцкий, А. Жигулин.
Литература:
Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Единичный выбор
Кому посвящено стихотворение К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»?
1. А. Т. Твардовскому
2. А. А. Суркову
3. В. С. Высоцкому
4. Е. М. Винокурову
Необходимо указать верный вариант ответа
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
Вспомните содержание стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».
2. Просмотрите сначала все варианты ответов. Кто из представленных поэтов являлся современником К.М.Симонова и также, как и он воевал на Западном фронте?
3. Кто из поэтов написал стихотворение в первый год войны?
Разбор типового контрольного задания
Множественный выбор
Какие средства художественной выразительности используются в приведенном фрагменте стихотворения А. А. Суркова «В землянке»?
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
1. Сравнение
2. Анафора
3. Антитеза
4. Инверсия
5. Олицетворение
6. Эпитет
Необходимо указать несколько верных вариантов ответа
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уяснив его содержание.
2. Вспомните содержание стихотворения А. А. Суркова «В землянке».
3. Просмотрите сначала все варианты ответов. Вспомните определение метафоры, сравнения, олицетворения, анафоры и других средств выразительности, представленных в задании, и их существенные различия.

Какие средства художественной выразительности используются в стихотворении?

К. М. Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6