Русский язык. 8 класс

Урок 2. Пунктуация и орфография


Урок 2. Пунктуация и орфография
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
И вот с..нтябрь! Замедля свой в..сход
С..яньем хладным солнце блещ..т
И луч(?) его в з..рцале зы(б, п)ком вод
(Не)верным зол..том тр..пещ..т.
Сравни с правильным ответом.
И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Система орфографии и пунктуации в русском языке весьма сложная: правил много, много исключений. И грамотному человеку не обойтись без знаний в области этих наук. В процессе письма мы должны опираться на орфографические и пунктуационные правила. Сегодня мы вспомним и повторим основные сведения по пунктуации и орфографии, полученные вами в 5-7 классах.
Основное содержание урока
Давайте вспомним, что такое орфограмма.
Орфограмма — это правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. То есть орфограмма – это то место в слове, где для правильного написания необходимо применить определенное орфографической правило.
Орфографические правила изучает орфография - наука о языке, изучающая единообразное написание слов в языке.
Возьмем слово речной. Из произношения не ясно, какая точно буква пишется после «эр»: е или и.
Чтобы правильно написать букву в корне, необходимо подобрать такое проверочное однокоренное слово, где бы на эту букву падало ударение.
Речной – реки.
Мы столкнулись с орфограммой « Правописание безударной проверяемой гласной буквы в корне».
В зависимости от того, в какой морфеме находится орфограмма, выделяют орфограммы
 в корне,
 в приставке,
 в суффиксе,
 в окончании.
Также в русском языке есть правила, регулирующие
 слитное,
 раздельное,
 дефисное написание слов,
 употребление прописных и строчных букв.
Самая распространенная орфограмма в русском языке – это безударные проверяемые гласные в корне. Но есть корни с чередующимися гласными. Например, - гар-/ -гор-, -раст-/-ращ-/-рос- или –мер-/-мир-. Правописание таких корней может зависеть от ударения, суффикса –а- или от значения. Также есть слова, написание которых мы запоминаем или сверяем по словарю.
Виды орфограмм в корне
 безударные проверяемые гласные в корне,
 чередующиеся гласные в корне (гар-/ -гор-, -раст-/-ращ-/-рос-, –мер-/-мир- и т.д.),
 непроверяемые гласные в корне.
Орфограммы в приставках тоже бывают различными.
Виды орфограмм в приставках
 неизменяемые приставки ( над-, под-, с-),
 приставки, зависящие от значения ( при-, пре-),
 приставки, оканчивающиеся на –з- и –с-.
Чтобы написать правильно окончание в слове, надо определить, какая часть речи перед вами. Окончание существительного зависит от склонения и падежа, у глагола – от спряжения, а у прилагательных и причастий окончание определяется по вопросу, который мы к ним задаем.
Правописание окончания в слове
Определи часть речи.
 склонение и падеж,
 спряжение,
 вопрос.
Орфограммы в суффиксах слов одни из самых сложных. Чаще всего у учащихся возникают трудности при выборе одной и двух букв Н в прилагательных и причастиях, а также трудно правописание гласной буквы в суффиксах действительных и страдательных причастий.
Различные интонации и оттенки смысла на письме мы передаем с помощью знаков препинания.
Знаки завершения: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие и др. Они помогают обозначить завершенность фразы, обозначить интонацию.
Знаки разделения: запятая, двоеточие, точка с запятой, тире.
Знаки выделения: запятая, кавычки, скобки, тире. Эти две группы знаков помогают расставить смысловые акценты в предложении.
Правила постановки знаков препинания изучает пунктуация.
Пунктуация—раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их постановки в письменной речи.
Давайте вспомним самые распространенные пунктограммы:
 знаки препинания при однородных членах,
 знаки препинания в сложном предложении,
 обособление распространенных согласованных определений,
 обособление распространенных обстоятельств.
Ключевые слова:
Орфограмма. Пунктограмма. Орфография. Пунктуакия. Правило.
Основные понятия:
Орфограмма — это правильное написание по соответствующему правилу или по традиции.
Орфография — наука о языке, изучающая единообразное написание слов в языке.
Пунктуация—раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их постановки в письменной речи.
Разбор типового тренировочного задания
В каких примерах выделенное слово пишется слитно? Ответ запишите цифрой.
1)Незнакомец шел быстро, (не)смотря по сторонам.
2)Я хочу поговорить с вами (на)счет работы.
3)(В)течение дня мы посетили три музея.
4)Что(бы) ни говорили Алене, она всему верила.
5)Мы то(же) выполнили эту работу.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) определить часть речи выделенных слов;
3) вспомнить правила правописания деепричастий, производных предлогов и союзов;
4) выбрать вариантами ответа те предложения, в которых выделенные слова пишутся слитно.
Незнакомец шел быстро, (не)смотря по сторонам. В данном предложении выделенное слово – деепричастие. Оно пишется с не раздельно.
Я хочу поговорить с вами (на)счет работы. Выделенное слово – производный предлог, можно заменить на предлог о (работе). Он пишется в одно слово.
(В)течение дня мы посетили три музея. В течение – производный предлог, который всегда пишется раздельно.
Что(бы) ни говорили Алене, она всему верила. В данном предложении что – местоимение, а бы – частичка. Они пишутся раздельно.
Мы то(же) выполнили эту работу. Тоже – союз, он пишется слитно. Можно заменить на другой союз – и: И мы выполнили эту работу.
Ответ: 2,5.
Разбор типового контрольного задания
Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно. Ответ запишите цифрой.
1)Дождь, до этого лишь приятно освежающий, усиливается.
2) Пригретые солнцем, листья падали на темные дорожки парка.
3)Мы прошли подле огромного айсберга, похожего на чудовищную голову.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) вспомнить правила обособления распространенного согласованного определения;
3) выбрать вариант ответа с пунктуационной ошибкой.
Дождь, до этого лишь приятно освежающий, усиливается.
Мы прошли подле огромного айсберга, похожего на чудовищную голову.
Перед нами предложения с согласованными определениями, выраженными причастными оборотами. Оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми.
Пригретые солнцем, листья падали на темные дорожки парка. Перед нами причастный оборот, стоящий до определяемого слова. В данном случае он не обособляется, так как не относится к личному местоимению и не имеет добавочного обстоятельственного значения. Это предложение с ошибкой. Правильный вариант: Пригретые солнцем листья падали на темные дорожки парка.
Ответ: 2.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6