Литература. 8 класс

Урок 26. Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин»

Конспект
Урок 26. Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин».
1. Слово о поэте
2. Фронтовые дороги Твардовского
3. Анализ Книги о бойце
4. Автор и герой
5. Новаторство А.Т. Твардовского
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Почему поэму «Василий Теркин» называют поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны?
На этом уроке
Вам предстоит узнать о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; познакомитесь с его поэмой «Василий Теркин».
Вы научитесь определять идею и тему лирического произведения; попытаетесь понять композицию поэмы, образ Василия Теркина, черты его характера..
Вы сможете совершенствовать навыки смыслового и лингвистического анализа лирического текста.
Словарь:
• Идея произведения - это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.
• Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно.
• Лирика - это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур
• Лирический герой – образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении
• Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
• Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог.
• Тема (мотив) произведения - это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения.
Основное содержание урока
«Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын», -эти слова Некрасова можно отнести ко всему творчеству А.Т. Твардовского.
А кто такой гражданин?
А.С. Радищев так ответил на этот вопрос: “Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны”
А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года в крестьянской семье на Смоленщине.. Он начал сочинять стихи раньше, чем начал читать: «Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающих моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита... Я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание... родить их на свет — немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».
Семья будущего поэта отличалась любовью к книгам. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», - писал Твардовский в автобиографии. Отец рано познакомил его с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.
Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гимназии началась заранее. Трифон Гордеевич даже специально привез из Смоленска своего дальнего родственника, который стал репетитором, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учился он до 1924 года в разных школах.
19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь поэта.
Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины».
Финская кампания оказывается очень тяжелой, и чтобы подбодрить бойцов, в газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками о подвигах веселого солдата-богатыря. Сейчас такие рисунки мы называем американским словом «комиксы».
Так родился литературный герой – боец Вася Теркин.
11 декабря 1939 года в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» появилось стихотворение А.Твардовского «На привале», развитое впоследствии в одноименную главу поэмы «Василий Теркин». Глава «Гармонь» была написана в 1940 году, во время Финской кампании создавалась глава «Переправа». Таким образом, Василий Теркин поначалу был героем Финской войны 1939-40 годов
В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.
Пребывание на финском фронте обострило чуткость поэта к жизни. В дневнике Твардовский записал: «…Сжималось сердце при виде убитых. Особенно больно и грустно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит на снегу под кустом. Далеко ушла его часть, а он лежит; полевая почта ещё бережёт его письма, старается найти бойца». Так возник у него замысел
… о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело…
Поэт захотел показать правду о безжалостной войне, рассказать о судьбе солдата, защищающего свою страну.
Александр Трифонович вдруг понял, что ему нужна свобода самого взгляда на жизнь, свобода, которая откроет правду о войне, заставит многих задуматься:
…А всего иного пуще
Не прожить, наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька…
Эти слова, написанные в первой книге про бойца, стали присягой на верность реализму.
В августе 1942 года враг рвался к Сталинграду. Отчаянное положение на фронте заставило поэта вспомнить о шутнике, весельчаке и балагуре Теркине. Началась публикация первых глав поэмы (вступительная «От автора» и «На привале») в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Поэма быстро получает широкую известность, её печатают в центральных газетах «Правда», «Известия», «Знамя».
Твардовский встречается с солдатами, посещает госпитали и заводы. Произведение имело колоссальный успех у читателей. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения.
«Книга про бойца» стала главной работой А. Т. Твардовского на фронте. Поэт писал: «Теркин» был для меня... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю»
Обозначился жанр – «Книга про бойца». А.Твардовский писал: «Жанровое обозначение «Книга про бойца» совпало с решением писать не поэму, не повесть, а книгу: слово «книга» звучит по - особенному значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный».
Бойцы не имели возможности читать главы по порядку. Они не могли знать предыдущих глав. Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма. У автора было «стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы…», потому что «…этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы; он был там, где и герой - на войне».
В центре повествования рядовой Василий Теркин.
Эта книга про бойца
Без начала и конца…
Первое знакомство читателя с героем происходит «в начале главы» на привале, тогда Теркин – участник финской войны «из запаса», рядовой прибывает на фронт «(в строй с июня, в бой с июля, снова Теркин на войне)». Уже в этой главе читатель довольно близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый опытный солдат, хороший рассказчик по определению товарищей по полку «свой».
Вот несколько строк из «начала» Васи Теркина:
Вася Теркин? Кто такой?
Скажем откровенно:
Человек он сам собой
Необыкновенный.
При фамилии такой,
Вовсе неказистой,
Слава громкая – герой –
С ним сроднилась быстро.
И еще добавим тут,
Если бы спросили:
Почему его зовут
Вася – не Василий!
Потому что дорог всем,
Потому, что люди
Ладят с Васей как ни с кем,
Потому, что любят.
Богатырь, сажень в плечах,
Ладно сшитый малый.
По натуре весельчак,
Человек бывалый.
Так кто же такой Василий Тёркин?
Обыкновенный парень. Такие, как он, есть в каждой роте. Не красавец, совершенно обычной внешности.
Герой, но без медалей.
«Курит, ест и пьёт со смаком на позиции любой».
Девиз: «Как ни трудно, как ни худо – не сдавай, вперёд гляди».
Как известно, фамилия Тёркин произошла от слова «тёртый», значит, «бывалый». Цель такого героя на войне была очень проста: заставить улыбнуться солдата, читая о неунывающем балагуре и шутнике, который находит выход из самых непредвиденных ситуаций.
С первых дней годины горькой
Мир слыхал сквозь грозный гром,
Повторял Василий Тёркин:
— Перетерпим. Перетрём…
Образ Васи Теркина развивается от главы к главе, постепенно открывается его любовь к Родине. Он не задумывается, что совершает каждодневный подвиг, война для него работа, которую нужно выполнять честно. У героя проявляются типичные черты русского народа: храбрость и умение найти выход из любой ситуации. Например, в главе «Переправа», дабы донести важное сообщение, рядовой Теркин переплывает хо¬лод¬ную реку, а в главе «Кто стрелял» он из винтовки попадает в немецкий самолет.
«Василий Теркин…- лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии».
Поэма – это поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. У Твардовского солдат и на войне не только воюет, но и «работает», хозяйствует, живет: ремонтирует пилу и часы, играет на гармони, поет мирные песни, рассказывает, шутит, заботится, мечтает о встрече с любимой, семьей, детьми… Как ни страшна, как ни трагична война, жизнь сильнее ее, и она победит. Война ведется «ради жизни на земле», за труд, за счастье Родины и семьи, дома и отчего края.
В русском фольклоре немало сказок о солдате – неунывающем балагуре и весельчаке, который и кашу из топора сварит, и чёрта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался Твардовский, создавая своего Тёркина.
Поэт – фронтовик Константин Симонов писал: «Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне. Написать так, как написано, это никому из нас не дано».
Не подвержен Теркин Смерти.
Основные выводы:
• Поэма «Василий Теркин» – это поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны
• Образ В. Теркина – собирательный образ, многогранный, емкий, яркий, запоминающийся, а рифма «Василий – Россия», несколько раз повторяется в тексте, подчеркивает тем самым, что этот герой является воплощением богатырства русского народа. Он является народным защитником родной страны. В этом и заключается новаторство образа Василия Теркина.
• У Твардовского солдат и на войне не только воюет, но и «работает», хозяйствует, живет: ремонтирует пилу и часы, играет на гармони, поет мирные песни, рассказывает, шутит, заботится, мечтает о встрече с любимой, семьей, детьми… Как ни страшна, как ни трагична война, жизнь сильнее ее, и она победит. Война ведется «ради жизни на земле», за труд, за счастье Родины и семьи, дома и отчего края.
Литература:
1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
2. Кур¬дю¬мо¬ва Т.Ф. и др. Ли¬те¬ра¬ту¬ра. 8 класс. Учеб¬ник-хре¬сто¬ма¬тия в 2 ча¬стях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
3. Мер¬кин Г.С. Ли¬те¬ра¬ту¬ра. 8 класс. Учеб¬ник в 2 ча¬стях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
Разбор типового тренировочного задания
Ввод с клавиатуры пропущенных слов в тексте
Впишите пропущенное слово в определении:
___________ —– образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.
Вписать пропущенную информацию.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала конспект урока, уловите его общее содержание, смысл, последовательность.
3. Для этого задания важно вспомнить литературоведческие термины.
4. Вспомните или найдите в тексте урока, или в литературоведческих словарях данное определение.
5. Впишите недостающее содержание в пропуск и прочитайте еще раз предложение — проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Одиночный выбор
Кому принадлежат эти слова:
...Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?
а) автору
б) Теркину
в) деду
Выбрать правильный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала весь текст, уловите его общее содержание, смысл, последовательность.
3. Для этого задания важно вспомнить тему урока, вспомнить содержание поэмы «Василий Теркин».
4. Вспомните, найдите в тексте урока, или перечитайте необходимую главу из поэмы «Василий Теркин».
5. Определитесь с выбором правильного ответа
6. Впишите ответ и прочитайте еще раз предложение — проверьте себя

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6