Литература. 9 класс

Урок 36. Владимир Владимирович Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»

Конспект
Урок 36. Владимир Владимирович Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Владимир Владимирович Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»
1. Жизнь и творчество В. Маяковского.
2. Тема любви в лирике поэта.
3. Анализ стихотворения «А вы могли бы?».
4. Анализ стихотворения «Нате!».
5. Анализ стихотворения «Послушайте!».
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также ответить на вопросы: что вам известно о жизни и творчестве Владимира Маяковского? Какие его стихи вы изучали в 5—8 классах? О чем они?
На этом уроке
Вам предстоит узнать о жизни и творчестве Владимира Маяковского и
его стихотворениях «А вы могли бы?», «Нате!» и «Послушайте!».
Вы научитесь лучше сопоставлять поэтические произведения.
Вы сможете эффективнее работать со стихотворениями, написанными тоническим
стихосложением.
Словарь:
Лирический герой — не сводимый к личности автора образ поэта в лирике, через который он выражает свои мысли и чувства.
Неологизмы — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или авторские новообразования слов.
Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.
Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.
Стихотворный размер — ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки стихотворения.
Тоническое стихосложение — стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных.
Основное содержание урока
«Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — в другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами...» — таким вспоминал Владимира Маяковского Юрий Анненков.
Как и многие русские поэты, Маяковский прожил недолго. Родился он в грузинском селе Багдади в семье лесничего. Из-за ранней смерти отца Маяковские были вынуждены переехать в Москву, где будущий поэт увлекся революционными идеями. Октябрьский переворот 1917 года он встретил с восторгом. Тема революции отражена во многих его произведениях, таких как, например, «Мистерия-буфф», «150 000 000», «Революция», «Наш марш», «Ода революции», «Левый марш», «Поэт-рабочий», «Приказ по армии искусств". Маяковский много ездил по стране и часто бывал за границей, его творчество подкреплялось впечатлениями этих поездок. Сам он писал: «Я земной шар чуть не весь обошел...». Частыми были его выступления с чтением стихотворений и лекций. Вся жизнь Маяковского была посвящена творчеству. К сожалению, внимание общественности к трудам поэта в его последние годы стало небрежным, даже неприязненным. Возможно, это стало одной из главных причин его трагического ухода из жизни. Но остались стихи. «И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед» — слова Марины Цветаевой.
Особая тема лирики Маяковского — любовь. Это чувство вырастало в его стихах во что-то необъятное и всеобъемлющее. «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным», — писал Маяковский. «…Комок сердечный разросся громадой: / громада любовь, / громада ненависть». Виктор Перцов отмечал, что Маяковский «нашел слова для выражения страданий трагической любви».
Рассмотрим несколько стихотворений Маяковского. Одно из самых ранних имеет название «А вы могли бы?».
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В этом стихотворении 1913 года лирический герой бросает вызов серости быта. Он хочет изменить мир, преобразовать его через слово, сделать красочным и величественным. Посмотрим, чем различаются два мира, представленные в стихотворении. Обыденности противопоставлен взгляд поэта. Быт наполнен «картой будня», студнем, рыбьей чешуей и водосточными трубами, а в воображении поэта — краска, «косые скулы океана», «зовы новых губ» и звучание ноктюрна. Метафоры, использованные Маяковским (например, «косые скулы океана», «флейта водосточных труб»), подчеркивают красочность взгляда поэта.
Обратите внимание, что название стихотворения сформулировано в виде вопроса и само стихотворение заканчивается вопросом, образуя композиционное кольцо. Также мы видим, что здесь Маяковский использует силлабо-тоническое стихосложение. Размер стихотворения — 4-стопный ямб с пиррихиями. Предпоследняя строка («А вы ноктюрн сыграть могли бы…») разбита на три отдельные строчки.
Обратимся к стихотворению «Нате!», которое было написано в 1913 году.
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
В основе композиции этого стихотворения — прием контраста. Противопоставлены поэзия и быт, поэт и толпа, сатирически изображенная автором как стоглавая вошь. Вспомним, что прием контраста также был использован Маяковским в стихотворении «А вы могли бы?». Обоим стихотворениям присущ эпатаж. Заметим, что сам лирический герой здесь «раздваивается». С одной стороны, у него «бабочка поэтиного сердца», с другой — он «грубый гунн». В отличие от прошлого стихотворения, это написано в тонической системе стихосложения.
Ранние произведения Маяковского наполнены множеством различных художественных приемов: гиперболами (например, «стоглавая вошь»), развернутыми метафорами (например, «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»), неологизмами («поэтиного»). С их помощью поэт достигает особой выразительности и эмоциональности текста.
Перейдем к написанному в 1914 году стихотворению «Послушайте!».
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует Ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?
В этом стихотворении, в отличие от прошлых двух, отсутствует вызов обществу. Оно представляет собой просьбу, даже мольбу. Лирический герой здесь ранимый и чувствительный. Его мучают вопросы об устройстве мироздания и месте человека во Вселенной. Здесь нет деления на строфы, нет рифмы, оно обладает сложным ритмом. Как и прошлое стихотворение, «Послушайте!» написано в тонической системе стихосложения. В это произведение заложена богатая гамма переживаний, большинство слов эмоционально окрашены. Мы увидим это, если, например, обратим внимание на глаголы: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется. Особую роль в стихотворении играют кольцевая композиция и анафора.
Таким образом, мы рассмотрели три стихотворения из раннего творчества Маяковского, увидели, в чем их сходство и различие, какие художественные приемы использовал автор, каков эмоциональный настрой произведений Владимира Маяковского.
Основные выводы:
• В лирике Владимира Маяковского особое место занимает тема любви.
• Вызов обществу — одна из главных черт раннего творчества Владимира Маяковского.
• В своих ранних поэтических произведениях Владимир Маяковский использовал как силлабо-тоническое стихосложение, так и тоническое.
Литература:
1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
2. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.
3. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. — М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Одиночный выбор
Какое из перечисленных произведений было написано Маяковским?
1. «Ода революции»
2. «А вы могли бы?»
3. «Послушайте!»
4. все перечисленные
Необходимо выбрать верный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите все варианты ответов, прокомментируйте каждый из них.
3. Выберите верный ответ, проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Множественный выбор
Выберите верные утверждения о творчестве Маяковского.
1. он никогда не писал ямбом
2. все его стихотворения — вызов обществу
3. он много писал на тему революции
4. он «нашел слова для выражения страданий трагической любви»
Необходимо выбрать несколько верных утверждений
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Прочитайте все представленные утверждения, прокомментируйте каждое из них.
3. Выберите верные утверждения, проверьте себя.

Помните ли вы, что такое пиррихий? Выберите верное определение этого термина.

Это пропуск ударения на сильном месте в стопе хорея или ямба.

Верное определение отсутствует.

Это трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Это стопа ямба, имеющая внесхемное ударение.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6