Музыка. 8 класс

Урок 06. Музыка к драматическому спектаклю

«Три чудные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня. …Музыка вся – порыв; она вдруг… отрывает человека от земли… оглушает его громом своих могучих звуков и разом погружает… в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет. …О, будь же нашим хранителем, спасителем, МУЗЫКА! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть миром! Пусть при могущественном ударе смычка твоего смятенная душа грабителя почувствует, хотя на миг, угрызение совести, спекулятор растеряет свои расчеты, бесстыдство и наглость, невольно выронит слезу перед созданием таланта» Н. В. Гоголь. Фрагменты из статьи «Скульптура, живопись и музыка».

В отличие от оперы или балета, в драматическом спектакле музыка не является «главным действующим лицом». Но она создает особую атмосферу, помогает раскрыть характеры и душевные переживания главных героев. Трудно представить себе театральную постановку, которая могла бы обойтись без музыкального сопровождения.

Некоторые образцы театральной музыки становятся даже популярнее спектакля, к которому были созданы. Так произошло с увертюрой Л. ван Бетховена «Эгмонт» к одноименной трагедии Гете.

Композитор Э. Григ сочинил музыку к пьесе «Пер Гюнт» норвежского драматурга Г. Ибсена. Две сюиты, составленные им из фрагментов к спектаклю, часто исполняются на концертах как самостоятельные произведения. Среди них такие известные оркестровые пьесы как «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля».

В театральной культуре XX века эта традиция продолжилась. Так, композитор А. Шнитке объединил в своей «Гоголь-сюите» фрагменты, сочиненные для спектакля «Ревизская сказка» Московского театра на Таганке.

Какой принцип музыкального развития вы услышали в пьесе Э. Грига «В пещере горного короля»?

Точный повтор

Варьирование

Контраст

Тембровые возможности каких музыкальных инструментов Григ использовал в оркестровой пьесе «Танец Анитры» ?

Деревянные духовые

Медные духовые

Струнные смычковые

Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, каким театральным постановкам они созвучны по настроению, художественным образнам?

ИЭ_3_1_1
ИЭ_3_1_2
ИЭ_3_1_3

Ревизская сказка

Пер Гюнт

Эгмонт

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6