Цели: 1) обобщить и систематизировать знания о прилагательном как о части речи, полученные в начальной школе (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); 2) сформировать представление о разрядах прилагательных по значению; 3) научить различать разряды  прилагательных по значению: качественные, относительные и притяжательные,

Тип урока: формирование новых знаний с элементами проблемной деятельности.

Ожидаемые результаты

Метапредметные:

Личностные – самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурирование знаний, извлечение нужной информации, обобщение и выводы.

 

Регулятивные – планирование действий в соответствии с поставленной задачей, корректировка действий после завершения на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок, умение оценивать правильность выполнения действия.

Ход урока

 Давайте вспомним загадки:
1. Сам алый сахарный – кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)
2. Золотое решето чёрных домиков полно; сколько чёрненьких домов – столько беленьких жильцов. (Подсолнух и семечки)
3. Он, пушистый, серебристый, белый, белый, чистый, чистый, ватой наземь лёг. (Снег)
4. В синей чаше алый мяч, он и светел, и горяч. (Солнце на небе)
Что помогло вам отгадать загадки? В них чётко обозначаются признаки того предмета, который нужно отгадать. Эти признаки называются именами прилагательными.

2) Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? (весёлый, глубокий, серьёзный) Чей? (медвежий, заячий, мамин) Каков? (красив, певуч, высок).

Давайте попробуем определить роль имени прилагательного в тексте:
Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные отметины на голове. Череп отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.
О какой птице идёт речь? Конечно же, все узнали дятла. Но как? С помощью каких языковых средств нам это удалось? Именно с помощью имен прилагательных мы можем дать точное и выразительное описание предмета или явления – характеризовать, описывать предмет, назвать его отличительные признаки – вот главная роль имени прилагательного в речи.

3) Как любая изменяемая часть речи, имя прилагательное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.
К  постоянным морфологическим признакам относится разряд по значению: имена прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.
1. Качественные прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?  и обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику: по внешнему виду (привлекательное личико), по весу (тяжелая сумка), величине (высокий дом), температуре (холодный чай) и т.п. Качественные прилагательные образуют краткую форму (высокий – высок, весёлый - весел) и степени сравнения (красивый – красивее, молодой - моложе), а также сочетаются со словами  очень и весьма (очень горячий, весьма симпатичный).
2. Относительные прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? и обозначаю признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению (городской житель – относящийся к городу, каменный дом – сделанный из камня). Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ан-, -ян-, -ск-, -ов- (песчаный берег, серебряное кольцо, ученический билет, лавровый венок).
3. Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи? И обозначают принадлежность определённому человеку или животному (лисий хвост, собачий нос, птичий клюв, папин портфель, бабушкины очки, Петин галстук). Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ин-, -ов-, -ий- (дедушкина машина, отцов ремень, кошачий глаз).

4) Попробуем определить разряд по значению предложенных имён прилагательных, распределив их на три группы: качественные, относительные и притяжательные:
Оловянный солдатик, мышиный хвостик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, синицыно гнездо, глупый вопрос, волчья пасть, сердечная мышца, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, дедов кабинет, Машина работа.

Качественные

Относительные

Притяжательные

холодный день

оловянный солдатик

мышиный хвостик

длинный поезд

сердечная мышца

синицыно гнездо

смелый поступок

каменный дом

волчья пасть

добрый человек

московский метрополитен

дедов кабинет

глупый вопрос

детская литература

Машина работа

5) И в заключение хотелось бы обратиться к известной вам басне Ивана Андреевича Крылова «Волк и Ягнёнок». Прослушайте её ещё раз, самостоятельно найдите в ней все прилагательные и постарайтесь определить у них разряд по значению.

У сильного всегда бессильный виноват: 
Тому в Истории мы тьму примеров слышим, 
    Но мы Истории не пишем; 
А вот о том как в Баснях говорят.

***
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
    И надобно ж беде случиться, 
Что около тех мест голодный рыскал Волк. 
Ягненка видит он, на добычу стремится; 
Но, делу дать хотя законный вид и толк, 
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом 
    Здесь чистое мутить питье 
          Мое
    С песком и с илом?
    За дерзость такову 
  Я голову с тебя сорву».— 

«Когда светлейший Волк позволит, 
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью 
От светлости его шагов я на сто пью; 
    И гневаться напрасно он изволит: 
Питья мутить ему никак я не могу».— 
    «Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! 
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете 
    Мне здесь же как-то нагрубил: 
Я этого, приятель, не забыл!» — 
«Помилуй, мне еще и от роду нет году»,— 
Ягненок говорит. «Так это был твой брат».— 
«Нет братьев у меня».— «Так это кум иль сват 
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. 
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, 
    Вы все мне зла хотите 
И если можете, то мне всегда вредите, 
Но я с тобой за их разведаюсь грехи».— 
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, 
Досуг мне разбирать вины твои, щенок! 
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». 
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

2. Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения:

Попробуем определить разряд по значению предложенных имён прилагательных, распределив их на три группы: качественные, относительные и притяжательные:
Оловянный солдатик, мышный хвостик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, синицыно гнездо, глупый вопрос, волчья пасть, сердечная мышца, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, дедов кабинет, Машина работа.

Рекомендуемые проверочные задания:
распределите слова по трём группам, правильно определяя разряд по значению.
Собачья конура, оленьи рога, морская пехота, Катюшин велосипед, точильный станок, грандиозные планы, шерстяной костюм, свинцовая пуля, городской парк, тяжёлый портфель, короткое платье, толстый мальчик, наблюдательный человек, трагическая судьба, куриный суп, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Кошкин дом, сильный удар, пушкинские стихи, бледная кожа.

Качественные

Относительные

Притяжательные

короткое платье

шерстяной костюм

собачья конура

толстый мальчик

свинцовая пуля

оленьи рога

тяжёлый портфель

городской парк

Катюшин велосипед

грандиозные планы

морская пехота

Серёжин портфель

наблюдательный человек

точильный станок

Кошкин дом

трагическая судьба

куриный суп

пушкинские стихи

сильный удар

декабрьские морозы

 

Бледная кожа

школьная форма