Россия в мире. 10 класс

Урок 14. Экономическое, политическое и социальное развитие Западной Европы

Конспект урока

Конспект урока № 14

по предмету «Россия в мире» для «10» класса

Тема:

Экономическое, политическое и социальное развитие Западной Европы

Вопросы по теме:

1. Факторы, способствующие процессу централизации земель.

2. Причины возникновения средневековых городов.

3. Укрепления королевской власти и создания национальных государств.

Тезаурус:

Ярмарка – регулярные торжища широкого значения; рынок, периодически организуемый в традиционно определённом месте.

Централизованное государство – государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли.

Генеральные Штаты – высшее сословно-представительское учреждение во Франции в 1302-1789 гг., состоявшее из депутатов духовенства, дворянства и 3-го сословия.

Кортесы – в средневековой Испании региональные сословно-представительные собрания, с XIX века – парламент в Испании и Португалии.

Индульгенция – в католической церкви – папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Альбигойцы – христианская секта, получившая широкое распространение в XII–XIII вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции.

Гуситы – название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Время высокого средневековья в европейской истории ознаменовался становлением крупных, преимущественно однонациональных государств. Одновременно происходило складывание системы сословного представительства. Натуральное хозяйство постепенно уступало товарно-денежным отношениям.

Какие же факторы способствовали процессу централизации земель?

К X–XI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Переход к двуполью и трёхполью, распространение железного плуга с упряжкой в несколько пар быков, внутренняя колонизация обеспечили рост производительности труда, способствовали постепенному увеличению населения.

Успехи в развитии сельского хозяйства привели к появлению у земледельцев излишков продуктов. Это давало возможность обмена части урожая на изделия ремесленников-специалистов, что освобождало крестьянина от необходимости производить все ремесленные изделия в своем хозяйстве. Так произошло выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.

Параллельно шёл процесс усовершенствования отдельных видов ремесла. Важнейшим техническим достижением стало изобретение верхнебойного водяного колеса. В силу того, что вода падала на колесо сверху, оно вращалось быстрее, чем нижнебойное, и было намного производительней. Появилась гончарная печь, позволявшая довести температуру до 900 градусов. На смену вертикальному ткацкому станку пришел горизонтальный, что также обеспечило увеличение производства.

Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы – цехи. На общем собрании мастера принимали устав – правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей. Каждый цех имел свой герб, собственного католического святого, являлся военной организацией.

Как возникали средневековые города? Условия для их появления были различными. Главное – наличие благоприятных возможностей для развития ремесленного дела. Большинство городов были небольшими. Только немногие, подобно Константинополю, Кордове, Парижу или Флоренции, имели от 80 до 100 тыс. жителей

Средневековые города отличались от окружавших их деревень по своему внешнему виду. Они были обычно окружены высокими каменными, иногда деревянными стенами с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля.

Городские ворота на ночь закрывались. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек.

Уличного освещения не существовало. Мусор, остатки пищи и нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу. Вследствие антисанитарного состояния в городах вспыхивали эпидемии, случались опустошительные пожары.

Средневековые города возникали на земле феодала и поэтому неизбежно должны были ему подчиняться. Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов приводило к борьбе между городами и сеньорами, происходившей в Западной Европе в X–XIII веках. Многие города освободились от власти сеньоров, опираясь на королевскую власть. Давая монарху деньги, помогая ему в борьбе с непокорными вассалами, они рассчитывали получить грамоту, дающую городу право самоуправления. Обретя такую грамоту, горожане подчинялись и платили налоги только королю своей страны.

Города подорвали монополию Церкви на образование. В XI веке в Болонье открылся первый в Европе светский университет. В XII–XIII веках в Париже возникла Сорбонна, в Англии – Оксфорд и Кембридж.

Успехи в развитии земледелия и ремесла, рост городов и увеличение численности населения, непосредственно не занятого в производстве (солдаты, чиновники, духовенство и т. п.), увеличение доли налогов, выплачиваемых в звонкой монете, вели к зарождению банковского дела и росту торговли. Большую роль в торговле, в том числе международной, играли ярмарки – места преимущественно оптовой торговли шерстью, кожами, тканями, металлами и изделиями из них, зерном. Одной из самых знаменитых была ярмарка во французском графстве Шампань.

Начиная с XIII в. набирал силу процесс укрепления королевской власти и создания национальных государств. В первую очередь это касалось Англии, Франции и христианских государств Пиренейского полуострова.

У первых королей Франции из династии Капетингов (987–1328) не было сил подчинить себе не только крупных феодальных властителей, но даже вассалов своего домена. Постепенно, шаг за шагом, Капетинги укрепляли свою власть и расширяли владения. Людовик IX в конце своей жизни с удовлетворением сказал: «Во Франции только один король».

В 1215 г. в Англии мятежные феодалы вынудили короля Иоанна Безземельного подписать «Великую хартию вольностей», согласно которой король не мог арестовать свободного человека, заключить его в тюрьму и лишить имущества, если это было незаконно, а также единолично устанавливать новые налоги. Так зародились основы для формирования в будущем правового государства.

Важное значение для укрепления средневековой государственности имело создание парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции, кортесов в государствах Пиренейского полуострова. В этих странах сложились сословно-представительные монархии. Создание централизованных государств очень часто проходило под влиянием внешней угрозы.

Победа в Столетней войне ещё более укрепила власть короля во Франции: все отнятые у английского короля земли вошли в королевский домен, а национальное самосознание, зародившееся во Франции именно в годы векового противоборства с Англией, сделало короля символом национального единства.

Завершение формирования централизованного государства в Англии произошло в ходе войны Алой и Белой розы (1455–1485).

В отличие от Англии и Франции в Священной Римской империи германской нации возобладали тенденции политической раздробленности, которая окончательно была закреплена в «Золотой булле» императора Карла IV, изданной в 1356 г.

В процессе формирования централизованных государств изменилась и роль церкви. Монархи не желали подчиняться диктату Пап. Король Филипп IV Красивый, опираясь на Генеральные штаты, добился избрания на папский престол французского кардинала, который в 1309 г. перенес свою резиденцию из Рима во французский город Авиньон – началось так называемое «Авиньонское пленение пап». Организационные неурядицы внутри церкви были дополнены ростом еретических настроений среди верующих. Наиболее опасными для католической церкви стало движение альбигойцев на Юге Франции и гуситские войны в Чехии.

В XI–XV вв., по мере развития ремесла и торговли, возрастало значение городов в экономической жизни Европы. Горожане превращались в одно из ведущих сословий общества Средневекового мира. Социально-экономическая политика способствовала преодолению феодальной раздробленности и созданию централизованных государств. Власть пап над светскими монархами падала.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Столетняя война – традиционное название длительного военно-политического конфликта между Английским и Французским королевствами в XIV–XV вв. В определенном смысле слова эту войну придумали историки в XIX в., введя в оборот само выражение и определив её хронологические рамки, которые на шестнадцать лет больше века. Однако люди, жившие в Европе между 1337 и 1453 годами, вовсе не подозревали, что живут в эпоху Столетней войны».

Басовская Н. И. «Столетняя война. Леопард против лилии»

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=217972&p=1)

Тренировочные задания:

1. Кто взошел на трон в результате войны Алой и Белой розы? 

  1. Ланкастеры
  2. Тюдоры
  3. Йорки
  4. Плантагенеты

Правильный ответ:

2. Тюдоры

Разбор задания:

Война Алой и Белой розы – одна из кровопролитных войн в истории Англии. Она велась между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков. В ходе конфликта погибло большое число представителей английской феодальной аристократии. Война завершилась победой Генриха Тюдора из боковой ветви дома Ланкастеров, основавшего династию, правившую Англией и Уэльсом в течение 117 лет.

2. Заполните пропуски в тексте.

Перелом в этой средневековой войне, наступившей с появлением во французском войске __________, современники считают чудом: ________ приписывали победы вмешательству Бога, __________________ пособничеству дьявола.

Правильный ответ:

Перелом в этой средневековой войне, наступившей с появлением во французском войске Жанны д’Арк, современники считают чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане – пособничеству дьявола.

Разбор задания:

Задание рассчитано не только на знание средневековой эпохи, но и на широкий кругозор учащегося. Крупной средневековой войной, одной из сторон которой была Франция, согласно условиям задания, была Столетняя война. Переломный момент наступил с появлением Жанны д’Арк. Возглавив войско, она в течение 4 дней сняла осаду Орлеана. Многие военачальники того времени считали миссию по освобождению Орлеана от англичан практически невыполнимой.

Основная литература по теме урока:

• История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

• Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

Добанова Е. Н., Максимов Ю. И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 320с.

Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет-ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6