Русский язык. 10 класс

Урок 13. Морфология и орфография

Правописание -н- и -нн-

-Н- или -НН- ? Выберите правильный вариант.

Берестя ик, више ик, задолже ость, копчё ости, листве ица, подли ик, моше ичество, накло сть, мадо а, масле ица, оси ик, костя ика, поле ица, бесприда ица, свяще ик, пута ица, прида ое, дружи ик, зво ица, гриве к, избра ик, избалова ость, образова ость, обществе ость, ремесле ик, родстве ик, тума ость, согласова ость.

Правописание -н- и -нн-

Распределите слова на две группы: 1) с -Н-, 2) с -НН-.

-Н-

-НН-

комиссии уже образова..ы
мы были озабоче..ы зачётом
организова..о хорошее питание
шерсть вся запута..а котёнком
море взволнова..о бурей
девочка избалова..а матерью
платье выстира..о
все мои друзья образова..ы
лица солдат суровы и озабоче..ы
сборы прошли организова..о
эта история запута..а и неясна
говорил взволнова..о, горячо;
обдума..о отвечать
приехать нежда..о-негада..о
вести себя легкомысле..о
подли..о научный анализ
пламе..о любить
рассеянно ответить
време..о отсутствовать
искре..е сожалеть
медле..о ехать
говорить моното..о
ученики рассея..ы
лица сосредоточе..ы
манеры изыска..ы
ответы увере..ы
Правописание НЕ и НИ

НЕ или НИ?

Н чего сказать, умная головушка!

Произошло н что непредвиденное.

Он н кому не отказывал.

Николушке торопиться было н куда.

Останавливаться было н где.

Но он н чего не давал.

Н на кого не обращай внимания.

Н из чего было зажечь огня.

Конь н как не хотел успокоиться.

Ветерок н сколько не мешал нам.

Нам уже н за кем смотреть.

Он н о чём не разговаривал с ней.

Н кто иной лучше этого не сделает.

Н откуда не плыли облака.

Она н когда не испытывала ничего подобного.

Смерть н кого не могла поразить.

Н кто не поднялся на его призыв.

Это было н что иное, как озеро.

Так мы и ушли н с чем.

Этот человек н где не пропадёт.

Здесь н когда жила девушка.

Мне н кого не жаль.

Пришёл н кто иной, как отец.

В Обломовке н где жить.

Обломов сидел, н куда не глядя.

Н когда разговаривать!

Ждать помощи н от кого.

Он волновался, как н когда.

Он н откуда не бежал.

Н куда я не поеду.

Яблоку упасть н где.

Они н когда не говорили друг другу "ты".

Н где не мерцал огонек.

Н кому приходить ко мне.

Не слышно н какого звука.

Мне н куда идти.

Н кого так не знаешь, как самого себя.

Правописание НЕ и НИ

Выделите оранжевым цветом слова, которые не употребляются без НЕ, зелёным цветом – слова, которые с НЕ пишутся слитно, малиновым – слова, которые с НЕ пишутся раздельно.

(Не)молчи

(Не)доумевать

(Не)высоко, а низко

(Не)добрый взгляд

(Не)где сесть

(Не)лепость

Мед (не)липовый, а цветочный

(Не)сданная в срок работа

(Не)сданная работа

(Не)зная

(Не)здоровится

(Не)хватает времени

(Не)видя врага

(Не)далеко, а близко

(Не)куда пойти

(Не)годуя

(Не)проверенные тетради

(Не)проверенные учителем тетради

(Не)простая задача

(Не)простая, а сложная задача

(Не)доумевая

(Не)читая

(Не)большой перерыв

(Не)большой, а маленький перерыв

Дверь (не)закрыта

(Не)зная

(Не)годовать

(Не)скошенный луг

калитка (не)закрыта

(Не)брежный

(Не)брать

(Не)отправленное вчера письмо

(Не)приязненный

(Не)читая

(Не)правда, а ложь

(Не)взлюбить

(Не)слушай

(Не)исправленная вовремя ошибка

(Не)исправленная ошибка

(Не)вежда

(Не)пиши

(Не)годуя

(Не)лепый поступок

(Не)добрый, а злой

Письмо (не)написано

(Не)досмотреть до конца спектакль

(Не)досмотреть за ребенком

(Не)счастье

(Не)взрачный

(Не)возвращённая автору рукопись

Ничем (не)примечательный наряд

(Не)нароком

(Не)доверие

Ответ (не)верен

(Не)верный ответ

Абсолютно (не)удачный прыжок

(Не)правильный ответ

Нисколько (не)убедительно

(Не)смотря на дождь, едем за город

Малиновый
Оранжевый
Зеленый
Слитное и раздельное написание «НЕ»

Определите предложения, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Правописание «НИ»

Укажите предложения, в которых во всех словах с пропущенными буквами следует писать НИ.

Наречия

Расставьте слова, соблюдая правила правописания.

Отсутствовать на занятиях недели; наблюдать изменения реки; болеть месяца; читать о судьбе героя рассказа романа; не пойти на прогулку дождя; уехать, но возвратиться в родной город; мая чаще дули ветры; кого ты имел ? девяти часов утра мы выехали в два; бы неплохо получилось; договорились завтрашней встречи.

в течение
в течении
в продолжение
в продолжении
вследствие
впоследствии
в течение
в виду
Вместо
вроде
насчёт
Правописание -Н- и -НН-

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Только соверше(1)о незаинтересова(2)ому, равнодушному взгляду величестве(3)ая природа кажется холодной и однообразной, и от такого взгляда скрыта её подли(4)ая красота.

Слитно или раздельно?

Слитно или раздельно? Установите соответствие.

Правописание -н- и -нн-

Распределите примеры на две группы: 1) с Н, 2) с НН.

Н

НН

мече..ый атом
глаже..ые брюки
беше..ый пёс
стира..ое бельё
смышлё..ый брат
назва..ый брат
кова..ый сундук
глаже..ые братом брюки
поглаже..ые брюки
маринова..ые грибы
иллюстрирова..ый журнал
взбешё..ый человек
стира..ое в машине бельё
постира..ое бельё
бракова..ое изделие
назва..ые мною признаки
свяще..ый сосуд
закова..ые в кандалы люди
кова..ый мастером меч
Правописание гласных в различных частях речи

Вставьте пропущенные буквы.

Ложе было в полутьме, закрыва мое от луны колонной, но от ступеней крыльца к постел т нулась лу ая лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он медленно тронулся по светящ йся дороге и пошёл по ней вверх прямо к луне. Он даже ра меялся во сне от счастья, до того всё сложилось пр красно и повторимо на прозрачной голубой дороге. Он шёл в сопровождени Банги, а рядом с ним шёл бродячий философ. Они спорили о чём сложном и важном, при н один из н х н мог победить другого. Они н чём сходились друг с другом, и от этого их спор был особе о интересен и скончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь ок залась чистейшим доразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь вероятно лепую вещь роде того, что все люди добрые, шёл рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, соверше о ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чём прелесть этого путешествия верх по лестнице луны. (М. А. Булгаков)

Наречия

Заполните пропуски.

1. последствии я часто за­хо­дил в тот ста­рый скве­рик, что по­гру­зить­ся в свои вос­по­ми­на­ния о пер­вой любви и снова ощу­тить слад­кий вкус сча­стья.

2. течение суток дождь не сти­хал, от­то­го в доме то стало сыро и зябко.

3. Во мно­гих пье­сах Ост­ров­ско­го изоб­ра­жа­ет­ся от­дель­ный город (часто про­вин­ци­аль­ный) как не кон­крет­ное, за­мкну­тое и са­мо­до­ста­точ­ное место, образ ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся во­пло­ще­ни­ем Рос­сии целом .

4. « так, се­год­ня мы под­ведём итоги нашей ра­бо­ты», - с улыб­кой ска­зал ди­рек­тор начале со­ве­ща­ния.

5. Бу­дучи более трид­ца­ти лет месте, су­пру­ги -прежнему лю­би­ли друг друга, от­но­си­лись друг к другу с неж­но­стью и ува­же­ни­ем.

Слитное и раздельное написание

Распределите слова на три группы: 1) дефисное написание, 2) слитное написание, 3) раздельное написание.

Дефисное написание

Слитное написание

Раздельное написание

Когда(то)
будь (по)вашему
(во)первых
(по)видимому
(по)русски
откуда(либо)
(кое)где
мало(помалу)
(давным)давно
кое(куда)
тихо(смирно)
с бухты(барахты)
одеться (по)зимнему
(по)дружески
худо(бедно)
тепло (по)летнему
где(то)
(по)французски
нежданно(негаданно)
(по)долгу
(по)маленьку
(по)больше
(по)чаще
(на)весу
(под)шумок
(в)тупик
(на)ура
(под)спудом
(на)совесть
(за)границу
(под)мышку
(в)упор
(с)налету
(на)цыпочки
(до)зарезу
(в)придачу
(в)открытую
(на)авось
Прилагательные и наречия

Соедините пары «Прилагательное + существительное» и «глагол + наречие». Подумайте, сколько -н- должно быть на месте пропусков (-н-, -нн-).

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6