Литература. 10 класс
Урок 21. Многообразие крестьянских типов и образы «правдоискателей» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Конспект урока
Литература
10 класс
Урок № 21
Многообразие крестьянских типов в поэме. Образы «правдоискателей» в поэме.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
- Положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова);
- Понятия «счастье» для разных героев поэмы.
Тезаурус
Поэма — большое лирико-эпическое произведение в стихах.
Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.
Крепостное право (крепостничество) — право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.
Художественный образ — это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.
Список литературы
Основная литература:
1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.
Дополнительная литература:
Литература. 10 класс. Тематические тесты. От текста к смыслу. Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 128 с.
Электронные ресурсы:
Золотой век русской литературы. Лекции. // culture.ru: Портал «Культура.рф»
URL: https://www.culture.ru/themes/253274/zolotoi-vek-russkoi-literatury-lekcii (дата обращения: 16.08.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» напоминает народно-поэтическое сказание о поиске правды и счастья. Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Все они из разных деревень, у каждого своя судьба, но все они хотят докопаться до истины.
Испокон веков странники отправлялись путешествовать по святым местам, собирали предания, наблюдали за жизнью людей в разных регионах и делились историями с теми, кого встречали на своём пути. В простонародье таких ходоков считали мудрыми.
Основной сюжет поэмы построен на том, что видят ходоки во время своих странствий по Руси. Но по большей части странники сталкиваются с нищенской и безрадостной жизнью, где счастье мужицкое «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».
Одним из положительных, но в тоже время трагических образов в поэме является Ермил Гирин.
— А вам бы, други милые,
Спросить Ермилу Гирина, —
Сказал, подсевши к странникам,
Деревни Дымоглотова
Крестьянин Федосей. —
Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,
Так и шататься нечего... —
«А кто такой Ермил?
Князь, что ли, граф сиятельный?»
— Не князь, не граф сиятельный,
А просто он — мужик!
Ермил — простой крестьянин, но добившийся уважения народа и достатка, поэтому занимает значительную должность в крестьянской общине. В его характере Некрасов воплотил идеи справедливости и борьбы за неё: Ермил отвергает нечестные способы обогащения, старается помогать людям. Однажды нарушив закон, он слагает с себя полномочия бурмистра, так как не может жить не по совести. Судьба Ермила тоже оказывается трагической: он попадает в острог из-за бунта крестьян.
Образ русской женщины и её нелёгкой доли раскрыт в судьбе Матрёны Тимофеевны. Она подробно рассказывает историю своей жизни, в который счастье было только тогда, когда она жила в родительском доме. Затем она испытала множество потрясений, но это не сломило её. «Красивая, строгая и смуглая», она поражает своей силой и стойкостью. Через её образ Некрасов показал израненную, терпеливую народную душу, которая изливает свою тоску песнями.
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти...
В доме Матрёны живёт пожилой Савелий, дед её мужа. Его былая сила растратилась из-за непосильного труда на барина и каторжных работ. В его образе Некрасов раскрывает трагедию русского мужика, крестьянина и богатыря по натуре, который гнёт спину всю жизнь ради того, чтобы прокормить семью. Но даже несмотря на все несправедливости жизни, Савелий демонстрирует широту своей души: он добр и мудр.
Ещё одним правдоискателем в поэме является Григорий Добросклонов. Его образ одновременно реальный, но в то же время обобщённый. Судьба Григория — типичный путь разночинца: он сын батрачки и дьячка, голодное детство сменилось годами в семинарии, где он много учился и решил быть народным заступником. Григорий — выходец из народа, он побуждает людей к борьбе и надеется на лучшее будущее.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Однако участь Григория тоже нелегка и трагична. И всё же, по мысли поэта, именно его так старательно ищут странники, потому что он воплощает идеал Некрасова — человека, который посвятил жизнь служению народа. И даже все мечты его направлены на это.
...Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!
Яким Нагой — ещё один яркий образ в поэме. Он — типичный представитель беднейшего крестьянства, который всю жизнь горбатится, чтобы прокормиться. Даже описание его внешности вызывает сочувствие:
Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Его силы тоже забрала работа, и только выпивка заставляет его забыться.
В деревне Босове Яким
Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..
Подобных судеб в России множество. Но несмотря на горькую долю, Яким стремиться к правде, честному труду и мечтает о преобразованиях в народе.
По мнению Некрасова, счастье не так примитивно, как понимают его семь странников, оно в борьбе, противостоянии горю и несправедливости. Автор демонстрирует симпатии к людям, которые способны на сопротивление ужасным условиям жизни и угнетателям.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
1. Подчёркивание элементов.
Подчеркните правильный вариант ответа.
Чем кончилась «комедь», которую играли мужики перед князем Утятиным?
● самоубийством Агапа;
● раздачей земель крестьянам;
● отказом наследников отдать крестьянам луга.
Подсказка: «Комедь» закончилась трагически.
Правильный ответ:
● самоубийством Агапа.
2. Выделение цветом
Выделите одинаковым цветом пословицы из поэмы.
Тип вариантов ответов:
«В чужой монастырь со своим уставом не ходят»
«...У Клима совесть глиняна, / а бородища Минина...»
«Где родился, там и пригодился»
«...И рад бы в рай, да дверь-то где?..»
«...Добра ты, царска грамота, / Да не при нас ты писана...»
Правильные варианты:
«...У Клима совесть глиняна, / а бородища Минина...»
«...И рад бы в рай, да дверь-то где?..»
«...Добра ты, царска грамота, / Да не при нас ты писана...»
Подсказка: в поэме нет пословиц о месте рождения, которое не стоило бы покидать вовек; и про порядки и правила в чужом доме.