Литература. 10 класс

Урок 21. Многообразие крестьянских типов и образы «правдоискателей» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 21

Многообразие крестьянских типов в поэме. Образы «правдоискателей» в поэме.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Положительные и отрицательные стороны народной жизни (в изображении Некрасова);
  2. Понятия «счастье» для разных героев поэмы.

Тезаурус

Поэма — большое лирико-эпическое произведение в стихах.

Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.

Крепостное право (крепостничество) — право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.

Художественный образ — это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Дополнительная литература:

Литература. 10 класс. Тематические тесты. От текста к смыслу. Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 128 с.

Электронные ресурсы:

Золотой век русской литературы. Лекции. // culture.ru: Портал «Культура.рф»

URL: https://www.culture.ru/themes/253274/zolotoi-vek-russkoi-literatury-lekcii (дата обращения: 16.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» напоминает народно-поэтическое сказание о поиске правды и счастья. Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Все они из разных деревень, у каждого своя судьба, но все они хотят докопаться до истины.

Испокон веков странники отправлялись путешествовать по святым местам, собирали предания, наблюдали за жизнью людей в разных регионах и делились историями с теми, кого встречали на своём пути. В простонародье таких ходоков считали мудрыми.

Основной сюжет поэмы построен на том, что видят ходоки во время своих странствий по Руси. Но по большей части странники сталкиваются с нищенской и безрадостной жизнью, где счастье мужицкое «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».

Одним из положительных, но в тоже время трагических образов в поэме является Ермил Гирин.

— А вам бы, други милые,

Спросить Ермилу Гирина, —

Сказал, подсевши к странникам,

Деревни Дымоглотова

Крестьянин Федосей. —

Коли Ермил не выручит,

Счастливцем не объявится,

Так и шататься нечего... —

«А кто такой Ермил?

Князь, что ли, граф сиятельный?»

— Не князь, не граф сиятельный,

А просто он — мужик!

Ермил — простой крестьянин, но добившийся уважения народа и достатка, поэтому занимает значительную должность в крестьянской общине. В его характере Некрасов воплотил идеи справедливости и борьбы за неё: Ермил отвергает нечестные способы обогащения, старается помогать людям. Однажды нарушив закон, он слагает с себя полномочия бурмистра, так как не может жить не по совести. Судьба Ермила тоже оказывается трагической: он попадает в острог из-за бунта крестьян.

Образ русской женщины и её нелёгкой доли раскрыт в судьбе Матрёны Тимофеевны. Она подробно рассказывает историю своей жизни, в который счастье было только тогда, когда она жила в родительском доме. Затем она испытала множество потрясений, но это не сломило её. «Красивая, строгая и смуглая», она поражает своей силой и стойкостью. Через её образ Некрасов показал израненную, терпеливую народную душу, которая изливает свою тоску песнями.

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти...

В доме Матрёны живёт пожилой Савелий, дед её мужа. Его былая сила растратилась из-за непосильного труда на барина и каторжных работ. В его образе Некрасов раскрывает трагедию русского мужика, крестьянина и богатыря по натуре, который гнёт спину всю жизнь ради того, чтобы прокормить семью. Но даже несмотря на все несправедливости жизни, Савелий демонстрирует широту своей души: он добр и мудр.

Ещё одним правдоискателем в поэме является Григорий Добросклонов. Его образ одновременно реальный, но в то же время обобщённый. Судьба Григория — типичный путь разночинца: он сын батрачки и дьячка, голодное детство сменилось годами в семинарии, где он много учился и решил быть народным заступником. Григорий — выходец из народа, он побуждает людей к борьбе и надеется на лучшее будущее.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Однако участь Григория тоже нелегка и трагична. И всё же, по мысли поэта, именно его так старательно ищут странники, потому что он воплощает идеал Некрасова — человека, который посвятил жизнь служению народа. И даже все мечты его направлены на это.

...Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Яким Нагой — ещё один яркий образ в поэме. Он — типичный представитель беднейшего крестьянства, который всю жизнь горбатится, чтобы прокормиться. Даже описание его внешности вызывает сочувствие:

Вгляделся барин в пахаря:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Его силы тоже забрала работа, и только выпивка заставляет его забыться.

В деревне Босове Яким

Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..

Подобных судеб в России множество. Но несмотря на горькую долю, Яким стремиться к правде, честному труду и мечтает о преобразованиях в народе.

По мнению Некрасова, счастье не так примитивно, как понимают его семь странников, оно в борьбе, противостоянии горю и несправедливости. Автор демонстрирует симпатии к людям, которые способны на сопротивление ужасным условиям жизни и угнетателям.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

1. Подчёркивание элементов.

Подчеркните правильный вариант ответа.

Чем кончилась «комедь», которую играли мужики перед князем Утятиным?

● самоубийством Агапа;

● раздачей земель крестьянам;

● отказом наследников отдать крестьянам луга.

Подсказка: «Комедь» закончилась трагически.

Правильный ответ:

● самоубийством Агапа.

2. Выделение цветом

Выделите одинаковым цветом пословицы из поэмы.

Тип вариантов ответов:

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят»

«...У Клима совесть глиняна, / а бородища Минина...»

«Где родился, там и пригодился»

«...И рад бы в рай, да дверь-то где?..»

«...Добра ты, царска грамота, / Да не при нас ты писана...»

Правильные варианты:

«...У Клима совесть глиняна, / а бородища Минина...»

«...И рад бы в рай, да дверь-то где?..»

«...Добра ты, царска грамота, / Да не при нас ты писана...»

Подсказка: в поэме нет пословиц о месте рождения, которое не стоило бы покидать вовек; и про порядки и правила в чужом доме.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6