Экология. 10 класс

Урок 7. Экосистемный уровень организации жизни. Естественные и искусственные экологические системы

Конспект урока

Экология, 10 класс

Урок 7. «Экосистемный уровень организации жизни. Естественные и искусственные экологические системы»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Экосистема — это совокупность совместно обитающих живых организмов и неорганических компонентов, связанных потоком энергии и круговоротом веществ.

Биогеоценоз — экосистема в пределах фитоценоза (единицы растительного покрова). Понятия «экосистема» и «биогеоценоз» очень близкие, но не являются синонимами. Экосистема — понятие более общее. Каждый биогеоценоз — это экосистема. Но не любую экосистему можно назвать биогеоценозом. Экосистемы бывают естественные и искусственные. Крупные наземные экосистемы называют биомами. Они соответствуют основным климатическим зонам Земли: тундра, тайга, широколиственные и смешанные леса, степи, саванны, пустыни, влажные тропические леса, высокогорья. Крупные экосистемы распадаются на экосистемы более низкого ранга.

Для осуществления биологического круговорота в структуре любой экосистемы должны присутствовать четыре необходимых компонента: биогенные элементы в окружающей среде и три разные по функциям группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. Продуценты по типу питания относятся к автотрофам. Автотрофы используют для синтеза либо энергию солнечного света (фототрофы) или энергию химических связей неорганических веществ (хемотрофы). Гетеротрофы делятся на две группы: консументы и редуценты. Консументы — гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в органические соединения собственных тел. Редуценты — разлагают органические остатки до минеральных веществ.

Устойчивые экосистемы — длительно существуют, например: дубрава, ковыльная степь, ельник – кисличник. Нестабильные экосистемы быстро изменяются.

Последовательная, закономерная смена одних сообществ другими на определённом участке территории, обусловленная внутренними факторами развития экосистем называется сукцессия. В результате сукцессионных изменений экосистема становится устойчивой и существует до тех пор, пока внешние силы не выведут её из равновесия. Завершающий, устойчивый этап сукцессии называется климаксом.

Глоссарий по теме:

Экосистема — совокупность совместно обитающих живых организмов и неорганических компонентов, связанных потоком энергии и круговоротом веществ.

Биогеоценоз — это лежащий в границах определенного фитоценоза и связанный взаимным обменом веществ и энергии единый природный комплекс, образованный участком земной поверхности (суши) с определенными условиями среды обитания (биотопом) и популяциями всех видов организмов, населяющих этот биотоп (биоценозом).

Биом – совокупность различных групп организмов и среды их обитания в определенной ландшафтно-географической зоне.

Продуценты – это организмы, которые создают биологическую продукцию — органические вещества из биогенных элементов.

Гетеротрофы – организмы, использующие в качестве источника питания органические вещества, создаваемые другими организмами.

Консументы — гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в органические соединения собственных тел.

Редуценты – гетеротрофные организмы, разлагающие органические остатки до минеральных веществ.

Сукцессия – последовательная, закономерная смена одних сообществ другими на определённом участке территории, обусловленная внутренними факторами развития экосистем.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

обязательная литература:

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н.М., Чернова, В.М. Галушин, В.М.: Константинов; под род. Н.М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.

3. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чем умолчали учебники).

4. Экологический словарь в 2-х томах/ Данилов-Данильян В.И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Интернет-ресурсы:

5. http://www.nat-geo.ru/fact/38525-chernye-kurilshchiki/

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

Задание 1.

Текст задания:

Выберите из списка правильный ответ.

_________(автотрофы, гетеротрофы, редуценты, продуценты) используют для синтеза либо энергию солнечного света, либо энергию химических связей неорганических веществ.

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Автотрофы

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): гетеротрофы, редуценты, продуценты.

Подсказка: _______

Задание 2.

Текст задания: Разгадайте кроссворд.

По вертикали:

  1. Организмы, которые создают органические вещества из биогенных (неорганических) элементов.
  2. Организмы, которые энергетически зависят от других живых организмов, так как в состоянии преобразовывать только органические соединения.

По горизонтали:

  1. Совокупность совместно обитающих живых организмов и неорганических компонентов, связанных потоком энергии и круговоротом веществ.
  2. Экосистема в границах определенного фитоценоза.
  3. Организмы, которые используют для синтеза органических соединений энергию солнечного света или энергию химических связей неорганических веществ.
  4. Мельчайшие организмы, различимые только под микроскопом.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6