Экология. 11 класс

Урок 8. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 8. «Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • какие существуют виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  • какова роль охраняемых природных территорий (ООПТ) в сохранении биоразнообразия;
  • что такое «экологический каркас», «биологический коридор»;
  • о различных движениях в области охраны природы России.

Научитесь:

  • классифицировать особо охраняемые природные территории (ООПТ);

Сможете:

  • приводить примеры ООПТ разных категорий в России;
  • приводить примеры редких, исчезающих и исчезнувших видов;
  • применять экологические знания в жизненных ситуациях.

Глоссарий по теме:

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Заповедник – участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс; на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.

Заказник – особо охраняемая природная территория, на которой под охраной находятся некоторые части природного комплекса: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

Национальный парк – особо охраняемая природная территория, на которой под охраной находятся некоторые части природного комплекса, но использование которой допускается также просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.

Памятник природы – невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Дендрологические парки и ботанические сады – природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Красная книга – аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Экологический каркас – это совокупность экосистем с особым характером природопользования для каждого участка, образующая пространственное организованную систему, которая поддерживает экологическую стабильность территории путём предотвращения потери биоразнообразия и деградации ландшафта.

Экологический туризм – деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которой основной формой мотивации туристов, является наблюдение и приобщения к природе, при стремлении к ее сохранению.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная.

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная.

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с.
  2. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  3. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

  1. 5. WWF (Всемирный фонд дикой природы). Сайт: http://www.wwf.ru.
  2. 7. Всероссийский экологический портал. Сайт: http://ecoportal.su.
  3. 8. Министерство природопользования и экологии РФ. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)России. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/activity/oopt/
  4. 9. ООПРТ России. Сайт: http://oopt.aari.ru/
  5. Особо охраняемые территории Российской Федерации. Сайт: http://www.zapoved.ru/catalog
  6. 10. Объекты международного природного наследия ЮНЕСКО на территории России. Сайт: http://whc.unesco.org/ru/list/?iso=ru&search=&
  7. 11. Эколого-просветительский центр. Сайт: http://www.wildnet.ru/
  8. 12. Экодело. Все экологические проекты. Сайт: https://ecodelo.org/allproject

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

С целью сохранения и поддержания уникальных природных комплексов, а также редких и исчезающих видов на территории многих стран мира создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. А для учёта видов, находящихся на грани вымирания, во многих странах создаются Красные книги – списки редких и исчезающих видов живых организмов.

ООПТ являются составной частью экологического каркаса на определённой территории. Экологический каркас – это совокупность экосистем с особым характером природопользования для каждого участка, образующая пространственное организованную систему, которая поддерживает экологическую стабильность территории путём предотвращения потери биоразнообразия и деградации ландшафта. Другой составляющей экологического каркаса являются зелёные массивы со слабой антропогенной нагрузкой, речные долины – это т. н. биологические коридоры.

Интересные факты. Охрана зубров

Примером эффективности мер по сохранению редкого вида, находящегося на грани исчезновения, может служить история зубра. В прошлом зубр был распространён в лесах Европы, на востоке до бассейна реки Дон и на Кавказе. К началу нашего столетия в естественном состоянии зубры сохранились только в Беловежской пуще и на Кавказе. Последний вольный зубр в Беловежской пуще был убит в 191 г., на Кавказе – в 1927 г. Таким образом, популяция зубров сократилась до 48 особей, живущих в зоопарках и на акклиматизационных станциях. Работа по восстановлению численности зубров наиболее активно проводилась в Польше и в СНГ – Беловежской пуще (Белоруссия), Приокско-Террасном и Кавказском заповедниках (Россия). Благодаря успешной работе по разведению зубра в неволе в 1961 г. Зоологи перешли к стадии создания стад. К началу 1980-х гг. численность зубров в России и Белоруссии достигла 830, а в мире – более 2000 особей. Численность зубров продолжает увеличиваться.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

  1. Текст задания: Главной целью создания особо охраняемых природных территорий является:

Выберите правильный ответ.

1. резервирование территории для будущих поколений

2. сохранение территорий для развития промышленности

3. сохранение и поддержание биологического разнообразия

4. охрана территорий для научно-просветительской деятельности

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

3. сохранение и поддержание биологического разнообразия

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. резервирование территории для будущих поколений

2. сохранение территорий для развития промышленности

4. охрана территорий для научно-просветительской деятельности

Подсказка: Дальневосточный леопард

2. Текст задания: Особо охраняемая природная территория, представляющая собой участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс; запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования называется:

Выберите правильный ответ.

1. заказник

2. заповедник

3. зоопарк

4. национальный парк

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. заповедник

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. заказник

3. зоопарк

4. национальный парк

Подсказка: просмотрите повторно объясняющий модуль

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6