Россия в мире. 11 класс

Урок 14. Россия – многонациональная страна

Конспект урока

Конспект урока № 14

по предмету «Россия в мире» для «11» класса

Тема: «Россия – многонациональная страна».

Вопросы по теме:

1. Население Российской империи в XIX в.

2. Русско-шведская война 1808–1809 гг. и присоединение Финляндии. Великое княжество Финляндское.

3. Царство Польское.

4. Западный край.

5. Прибалтика в составе России.

6. Россия и народы Кавказа. Кавказская война.

7. Присоединение Казахстана и Средней Азии.

8. Население Сибири.

9. Положение евреев в Российской империи.

Тезаурус:

Автономия политическая – самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства.

Газават – одно из названий «священной войны» мусульман с неверными.

Имам – духовный руководитель, глава мусульманской общины.

Имамат – мусульманское теократическое (религиозное) государство, где все властные полномочия сосредоточены в руках непогрешимого имама.

Инородцы – название ряда народов Сибири и Казахстана (буряты, якуты, киргизы, калмыки и др.).

Мюридизм – а) условный термин, появившийся в русской литературе во второй половине XIX в. для названия освободительного движения горцев Северного Кавказа; б) действия, активное участие в «священной войне».

Органический статут – конституционный статут Царства Польского, введённый после подавления польского восстания 1830 – 1831 гг. вместо конституции 1815 г.

Униатство – церковное течение, основанное на союзе (унии) различных христианских церковных организаций, с католической церковью на условиях признания первыми религиозного главенства папы римского и католической догматики при сохранении традиционного религиозного культа и использовании местного языка для богослужения.

Шариат – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закреплённых, прежде всего, в Коране, которым должен следовать каждый мусульманин.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

На протяжении XIX в. расширялись границы Российской империи. Её территория увеличилась за счёт присоединения Финляндии, Царства Польского, Бессарабии, значительных территорий на Кавказе, в Казахстане и Средней Азии, позже Приморья. За период с1795 по 1858 гг. численность населения выросла вдвое – с 37,4 до 74,5 млн. человек. А по данным переписи 1897 г. составила 125,7 млн. человек.

Самым многочисленным народом в составе империи были русские. Их численность выросла за 1795–1858 гг. с 28,6 до 34,8 млн. человек. В центре, на севере и северо-западе страны русские составляли 90 % населения. В Финляндии, Прибалтике, Царстве Польском и на Правобережной Украине представителей русского народа насчитывалось от 1% до 5,6 % и менее в общей массе населения. По уровню грамотности и экономическому положению они уступали немцам, полякам, финнам.

Второе место по численности занимали украинцы – 13 млн. человек. В середине XIX в. они составляли пятую часть населения России. В составе населения страны насчитывалось 4,1 млн. поляков и 4 млн. белорусов. Быстрыми темпами в первой половине XIX в. увеличивалось еврейское население: с 576 тыс. до 2 млн. человек.

Следующими по численности населения в империи были татары – около 1,9 млн. человек. В большинстве своём татары относились к государственным крестьянам и горожанам. Поволжье, Южное Приуралье, Крым, многие уезды Сибири были основными центрами расселения татар.

В 1858 г. в России проживало более 1 млн. литовцев, финнов, казахов, около 1 млн. латышей, 840 тыс. немцев, 750 тыс. молдаван, более 700 тыс. эстонцев и столько же мордвы, чуть меньше башкир и чувашей. Представителей коренных народов Сибири насчитывалось около 648 тыс. человек.

Государственной религией империи было православие. Однако правительство проявляло терпимость к «иноверцам». Рядом с православными христианами жили католики, лютеране, иудеи, мусульмане, ламаисты, представители других религий и даже язычники.

Естественно, что при таком совместном проживании не обходилось без противоречий и конфликтов. В связи с этим национальная политика правительства была ориентирована на поддержание мира в империи.

К началу XIX в. Финляндия входила в состав Шведского королевства как одна из её провинций. В феврале 1808 г. между Россией и Швецией началась война. Поводом к ней послужил отказ Швеции присоединиться к континентальной блокаде Англии.

Русские войска в течение месяца овладели большей частью Финляндии и Аландскими островами. 16 марта 1808 г. император Александр I объявил о присоединении Финляндии к России. В марте 1809 г. отряд под руководством генерала М. Б. Барклая-де-Толли совершил беспримерный переход по льду Балтийского моря и занял город Умео в Швеции, а отряд генерала П. И. Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм. Поражение Швеции привело к свержению шведского короля и просьбам о прекращении войны. Однако Александр I не сразу пошёл на мир. Он созвал в городе Борго в Финляндии заседание сейма. Сейм объявил о присоединении Великого княжества Финляндского к России. Лишь после этого начались переговоры со Швецией. Согласно подписанному в 1809 г. Фридрихсгамскому мирному договору России передавалась вся территория Финляндии, а Швеция присоединялась к континентальной блокаде Англии.

Великое княжество Финляндское сразу получило особый статус в составе России. Высшая власть в княжестве принадлежала российскому императору и назначаемому им генерал-губернатору. Местное дворянство, духовенство, горожане и крестьяне избирали законодательный орган (сейм) страны, без согласия которого не мог быть издан, изменён или отменён ни один закон. Финское правительство (сенат) состояло из двух департаментов: один занимался гражданским управлением, другой выполнял функции высшей судебной инстанции. Всё делопроизводство должно было вестись, как и раньше, на шведском языке. Автономными оставались система образования и система местного самоуправления.

С 1812 г. столицей Великого княжества Финляндского стал город Гельсингфорс (современный Хельсинки).

В правление Николая I (1825-1855) сейм практически не созывался, однако Финляндия продолжала оставаться автономной. В 1826 г. Николай I учредил должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского с правом личного доклада императору. На эту должность назначались в основном уроженцы Финляндии. Кроме того, император разрешил финнам иметь свою гвардию.

В 1863 г., с началом восстания в Польше, по инициативе императора Александра II (1855-1881) был созван сейм, который при Николае I практически не собирался. На нём были установлены сроки последующих созывов сейма. Ликвидировался церковный контроль над образованием, вводилось обучение на финском языке.

В 1878 г. были созданы особые финские стрелковые батальоны. Они находились в подчинении местного генерал-губернатора. Эти войска комплектовались только уроженцами Великого княжества Финляндского, имели собственные уставы.

Таможня Финляндии контролировала торговлю не только с зарубежными странами, но и с российскими губерниями. В 1860–1878 гг. Великое княжество Финляндское получило свою денежную систему. Доходы княжества не вливались в общеимперскую казну.

В правление Александра III (1881–1894) был взят курс на постепенное свёртывание автономии Финляндии, приведение юридического статуса края к общему для других губерний. Это было связано с общей политикой «контрреформ», проводимой правительством в 1880-1890-е гг. Были сокращены функции сейма, финляндская почта объединена с общеимперской, введён обязательный приём русской монеты. Затем последовали введение русского языка в делопроизводство ряда финских учреждений, ликвидация самостоятельного финского войска.

Тем не менее, вплоть до революции 1917 года Финляндия продолжала оставаться частью империи, обладавшей наибольшей автономией.

В результате решений Венского конгресса в составе Российской империи было образовано Царство Польское. В 1815 г. Александр I даровал Польше автономию и конституцию. Согласно конституции главой Царства Польского был российский император, он должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала царю и сейму, состоявшему из двух палат. Верхняя палата назначалась императором. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм не обладал правом принимать законы, он мог лишь представлять обращение на имя императора о предложении принятия тех или иных законов. Все проекты законов должны были обсуждаться в Государственном совете.

Конституция Царства Польского гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, обязывала использовать польский язык в государственных учреждениях, назначать на государственные, судебные и военные посты только поляков.

Принятие либеральной конституции, весьма прогрессивной для того времени, привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее усиление независимости Царства Польского и расширение его территории за счёт украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой. Таким образом, отношение к конституции было разным: поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, а император Александр I полагал, что и так сделал для Польши слишком много.

Это противоречие вызвало формирование мощного польского национально-освободительного движения, которое развернулось в последующие десятилетия, став источником многих проблем для власти.

В июле 1830 г., после того как во Франции вспыхнула революция, император Николай I, в соответствии с решениями Священного союза, был готов послать войска для помощи французской монархии в борьбе с революцией. Однако поляки встретили это решение в штыки и отказались принимать участие в военном походе во Францию. Угроза мобилизации стала поводом к восстанию в Царстве Польском в 1830–1831 гг.

В нарушение действующей конституции 1815 г., польский сейм в январе 1831 г. провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол. Восставшие создали свой орган власти – Временное правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета А. А. Чарторыйским. Это означало не только отказ самих поляков от конституционного порядка 1815 г., но и фактическое объявление войны России. В короткий срок восставшие сформировали армию. В ответ Николай I направил на усмирение мятежа армию под командованием генерал-фельдмаршала И. И. Дибича. Вскоре он разгромил войска повстанцев в битве под Гроховом. Однако внезапная смерть Дибича от холеры помешала закрепить успех. Новым командующим был назначен генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич. 8 сентября 1831 г. войска под его командованием заняли столицу Царства Польского Варшаву. Восстание потерпело поражение.

После подавления восстания были закрыты Варшавский и Виленский университеты, лицей в Кременце. Для предотвращения новых выступлений Николай I распорядился построить около Варшавы цитадель (крепость), орудия которой держали бы под постоянным прицелом польскую столицу.

Новый этап борьбы поляков за независимость приходится на 1860-е гг. и связан с либеральными реформами императора Александра II, которые возродили стремления польского дворянства к воссозданию независимого государства.

В 1861-1862 гг. в Польше усилились требования аграрных реформ, демократизации и независимости. Радикальные революционные группировки выступали за открытую вооружённую борьбу и готовили восстание.

С 1862 г. польским наместником был великий князь Константин Николаевич. Начальником гражданского управления Польши был назначен известный либерал маркиз А. Велёпольский, сторонник восстановления в Царстве Польском конституции 1815 г. Борясь с крайними взглядами, Велёпольский закрыл Земледельческое общество, состоявшее из дворян – сторонников независимости Польши. В то же время он решил при помощи специального рекрутского набора, объявленного только в городах, призвать на военную службу революционную молодёжь. Попытка осуществить эту меру в Варшаве вылилась в открытое вооружённое восстание, которое вспыхнуло в январе 1863 г. Однако из-за отсутствия единства среди восставших в мае 1864 г. восстание было подавлено.

После подавления восстания были ликвидированы последние следы автономии Польши, а название Царство Польское было заменено термином Привислинский край. Для укрепления своих позиций правительство стало назначать на административные, педагогические, церковные должности русские кадры, польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства, теперь их назначали в Петербурге. Полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в девяти западных губерниях. В 1883–1894 гг. администрацию Привислинского края возглавлял генерал-губернатор И. В. Гурко. В период его управления Министерство внутренних дел наделило русский язык статусом первого языка: он стал главным языком преподавания в школе и в делопроизводстве, внедрялся на железных дорогах, использовался на афишах, вывесках, этикетках и т. д. Все важные посты в польских административных учреждениях занимали русские чиновники. Был принят ряд мер к экономической интеграции Польши в состав России: в 1885 г. упразднён Польский банк, который превратился в Варшавскую контору Петербургского банка, изъята из обращения польская монета. Польша окончательно лишилась всех остатков автономии.

Из земель, вошедших в состав Российской империи в конце XVIII в. по результатам разделов Речи Посполитой, был образован Западный край – особая административная единица. Входившие в состав края шесть белорусских и литовских губерний (Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилёвская и Витебская) назывались Северо-Западным краем, а три украинские губернии (Волынская, Подольская, Киевская) – Юго-Западным краем. Эти территории являлись пограничными и потому имели особое управление. В 1832 г. на украинских губерниях края было образовано Киевское генерал-губернаторство. В 1850 г. из территорий трёх губерний Северо-Западного края (Виленской, Ковенской, Гродненской) было создано Северо-Западное генерал-губернаторство.

На протяжении первой половины XIX в. территории края развивались в экономическом и культурном отношении. Ещё в начале века были открыты залежи каменного угля и железной руды, что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Если в 1825 г. в украинских губерниях насчитывалось 649 промышленных предприятий, то в 1850 г. их было уже 1655. Стремительно росли обороты портов Малороссии – Одессы, Херсона, Николаева, Очакова.

На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. – Харьковский, в 1834 г. – Киевский (университет Святого Владимира). С 1846 по 1847 г. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество – тайная политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права. Они отстаивали идеи республиканского строя. Во главе организации стоял профессор истории Н. И. Костомаров. Одним из активных участников Кирилло-Мефодиевского общества был поэт Т. Г. Шевченко. В 1847 г. правительство разгромило организацию. Шевченко был отдан в солдаты и направлен в среднеазиатскую ссылку.

Во второй половине XIX в. украинские земли входили в состав Киевского генерал-губернаторства, белорусские – в состав Северо-Западного генерал-губернаторства. Крестьянская реформа на этих землях была проведена в 1863 г. Крестьяне были переведены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, барщина и оброк были снижены на 20 %.

Атмосфера либеральных реформ, предпринимаемых Александром II, способствовала возникновению национальных движений в западных губерниях. Центрами этих движений были учебные заведения, их участниками – учащаяся молодёжь, интеллигенция. В 1860-е гг. в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове и других городах возникли культурно-просветительские организации – громады. Они легально и нелегально издавали литературу на украинском языке, организовывали воскресные школы, собирали фольклорные произведения и т. п.

Формирование национального самосознания белорусского народа происходило в условиях конфликта между православной и католической церковью, причём представители обеих утверждали, что белорусы являются не самостоятельным народом, а частью польского либо русского народа. Поскольку белорусы не имели своих институтов и университетов, они получали высшее образование в столице. Здесь жили и работали исследователи национальной культуры М. О. Коялович, П. А. Гильтебрандт, В. И. Эпимах-Шипилло и др. Петербург был одним из центров белорусского национального движения. В 1880-е гг. здесь возникла первая организация белорусской интеллигенции – «Гомон», начал выходить журнал с таким же названием.

Прибалтийские народы в составе Российской империи в начале XIX в. жили в трёх западных губерниях России – Эстляндской, Лифляндской (присоединены ещё в 1721 г.) и Курляндской (вошла в состав империи при третьем разделе Речи Посполитой в 1795 г.).

Крестьянский вопрос здесь был осложнён ярко выраженными национальными противоречиями: большинство помещиков в Прибалтике имело немецкое происхождение, крестьянами же были предки современных эстонцев и латышей. Александр I попытался смягчить ситуацию. В 1804 г. по его указу все прибалтийские крестьяне признавались прикреплёнными к земле, а не к помещику, запрещалась их продажа без земли. Крестьяне объявлялись владельцами своих наделов, они могли передавать участки земли по наследству. Был также ослаблен произвол помещиков в отношении земледельцев, по каждому имению были составлены списки повинностей. В 1816–1819 гг. в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях Александр I провёл новую реформу. Здесь была отменена крепостная зависимость крестьян от помещиков – крестьяне получили личную свободу, но теряли все права на свои земельные наделы. Собственниками земли объявлялись помещики, крестьяне же могли лишь арендовать землю у помещиков.

За сохранение национальных традиций в прибалтийских губерниях вели борьбу Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

В прибалтийских губерниях правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния. В делопроизводство местных государственных учреждений вводился русский язык. Православная церковь при содействии Министерства внутренних дел и Синода начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.

Начавшийся промышленный переворот и активизация внешней торговли со временем способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи.

Карта народов Кавказа была чрезвычайно пёстрой. К началу XIX в. здесь проживало более 50 народов, которые говорили на разных языках и исповедовали разные религии (христианство у грузин, армян, осетин; ислам у большинства горских народов, дагестанцев и азербайджанцев), различались по уровню исторического развития и национальным традициям. Основным занятием народов Кавказа в равнинной местности было земледелие, в горах – скотоводство. Не будет преувеличением сказать, что война традиционно оставалась главным занятием мужчин. У большинства из народов Кавказа господствовали родоплеменные отношения.

Вся первая четверть XIX в. проходила под знаком расширения российских владений на Кавказе. В 1801 г. в состав России вошла Восточная Грузия, а её управление перешло к царскому наместнику. В 1803–1804 гг. в состав Российской империи вошли княжества Западной Грузии. России пришлось отстаивать присоединение этих земель в войне с Персией (1804–1813). В ходе русско-иранской войны 1804–1813 гг. русские войска сумели покорить Гянджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Кубинское и Бакинское ханства. В 1810 г. Иран заключил союз с Турцией против России, который, однако, мало помог персам. В 1812 г. русские войска генерала П. С. Котляревского разгромили превосходящую по численности армию Ирана во главе с наследным принцем Аббас-Мирзой. В 1813 г. был подписан Гюлистанский мирный договор. Иранский шах признал вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии. Кроме того, Россия получала часть Армении и Северный Азербайджан, западное побережье Каспийского моря, а также исключительное право держать военный флот на Каспии.

В то время, когда российские войска противостояли Ирану, войну России объявила Турция. Так началась русско-турецкая война 1806–1812 гг. Турецкий султан стремился вернуть утраченные Крым и часть Грузии. Однако достичь своей цели султан не смог. В 1807 г. русские войска отразили наступление турок на Западном Кавказе и на Балканах. В этом же году русский флот под командованием адмирала Д. Н. Сенявина одержал крупные победы в Дарданелльском и Афонском морских сражениях, полностью разгромив турецкий флот. Результатом войны стало заключение Бухарестского мира 1812 г. и вхождение в состав России Бессарабии (земель между реками Днестр и Прут). После присоединения Грузии, части Армении и Азербайджана границы Российской империи (Имеретинская область) подошли к территориям Северного Кавказа. Здесь издавна проживали племена самых разных народностей, которых обобщённо называли горцами. С давних времён у горцев сложился особый уклад жизни, важную роль в котором играли набеги. Особенно часто горцы совершали набеги на грузинские земли. После присоединения Грузии к России эти набеги ослабли, но не прекратились. Так Россия столкнулась с постоянной необходимостью обороняться. Царское правительство решило, что прочно овладеть Закавказьем можно, только покорив горские народы Кавказа.

Началась многолетняя изнурительная Кавказская война (1817–1864 гг.). В 1816 г. военное и гражданское управление на Кавказе возглавил генерал А. П. Ермолов, командир отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса. Он решил установить спокойствие на границе. Для этого он предложил переселять местное население с гор на равнины, возводить крепости на пути набегов. Войска Ермолова предпринимали военные походы в горы. Ермолов основал на Кавказе ряд укреплённых пунктов, которым были даны характерные названия: Преградный стан, крепости Грозная, Внезапная, Бурная.

В ответ на экспедиции царских войск горцы совершали набеги на крепости, устраивали засады. С переменным успехом такая ситуация продолжалась несколько лет. Она изменилась к концу 1820-х гг., когда разрозненные северокавказские племена объединили силы на основе единого религиозного учения, которое называлось мюридизм. Его сторонники – мюриды – должны были строго соблюдать нормы ислама (шариат) и вести беспощадную войну с «неверными» (немусульманами).

В 1834 г. имамом (духовным правителем Дагестана, а впоследствии и Чечни был избран Шамиль. Он создал сильное государство со столицей в Ведено, объединившее многочисленные горские народы. В 1830–1840-х гг. Кавказская война шла с переменным успехом. В 1853–1854 гг., когда основные военные силы России были задействованы в Крымской войне, Шамиль перешёл в решительное наступление. Но положение изменилось во второй половине 1850-х гг., так как против горцев начала действовать 200-тысячная Кавказская армия под командованием опытного военачальника А. И. Барятинского. Повстанцы были вытеснены из Чечни, а в горном Дагестане начался голод. Летом 1859 г. Шамиль на почётных для него условиях сдался в плен в ауле Гуниб. После этого Шамиля отправили в Россию, где его принял император Александр II. В дальнейшем Шамиль жил в Калуге, принял русское подданство, стал дворянином.

Последние очаги сопротивления кавказских горцев были подавлены только в начале 1860-х гг. Так завершилась Кавказская война, продолжавшаяся более 40 лет, принесшая много горя и страданий всем участвовавшим в ней народам. Присоединение Кавказа укрепляло позиции России на Восточном побережье Чёрного моря и делало безраздельным её господство на Каспийском море.

К 1880-м гг. на Северном Кавказе и в Закавказье распространяются правила общероссийского административно-политического управления. Здесь были созданы губернии по образцу Центральной России и окончательно ликвидированы остатки автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии.

Социальная политика в этом регионе была направлена на привлечение местной знати на сторону России. Грузинское дворянство, армянские помещики, ханы и беки Азербайджана были приравнены в правах к русскому дворянству, за ними были закреплены принадлежавшие им ранее земли. В Армении также были подтверждены права и незыблемость земельной собственности Армянской григорианской церкви.

Одновременно осуществлялась и переселенческая политика. Её целью было учредить военные поселения и колонии русских крестьян на Кавказе.

Россия проводила в этом регионе и продуманную национально-культурную политику. Хотя официальное делопроизводство велось на русском языке, народы Северного Кавказа и Закавказья сохраняли свой язык, культуру, верования и обычаи. Большую роль в развитии культурной жизни региона играли учебные заведения, научные общества, газеты и журналы на местных языках, театры и пр. Здесь стали открываться уездные училища для христианского и мусульманского населения. За счёт казны для уроженцев Кавказа («кавказских воспитанников») отводились места в центральных российских университетах.

Территорию современного Казахстана с XVIII в. населяли кочевые племена казахов (в то время казахов называли по традиции «киргизы»). Они объединялись в три большие группы племён: Малый (Младший) жуз, Средний жуз, Большой (Старший) жуз. Ими управляли ханы. Основным занятием казахов было кочевое скотоводство, очень слабо были развиты земледелие и торговля.

Первыми в состав России вошли казахи Малого жуза (они кочевали в низовьях рек Урал и Сырдарья). Это произошло ещё в 1731 г., когда хан Абулхаир присягнул на верность российскому престолу.

В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Англия, что не могло не обеспокоить российское правительство. В 1822 г. на территории Среднего жуза, а через два года в Младшем жузе была ликвидирована ханская власть. Здесь действовал разработанный М. М. Сперанским «Устав об управлении инородцами», на основании которого вводилась новая система управления – инородные управы. В степях строили крепости и казачьи станицы, что приводило к сокращению территорий для кочевий казахов. В 1840-е гг. верховную власть России признали казахи Среднего жуза, жившие в степных районах Центрального Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления, которые позже переросли в города. Завершилось присоединение казахских земель к России в 60-е гг. XIX в.

Со степями, населёнными казахами, граничили среднеазиатские государства – Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират. Они также стремились подчинить себе казахские земли, в чём их активно поддерживала Англия. Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие под власть России. Это вынуждало Россию принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий.

В 1853 г. русские войска успешно штурмовали крепость Ак-Мечеть (Кзыл-Орда). На месте древнего города Алма-Аты было основано укрепление Верное (1854). В 1865 г. войска генерала М. Г. Черняева взяли Ташкент (1865). В 1868 г. Бухарское ханство было присоединено к России и вошло в состав образованного в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства, главой которого был назначен генерал К. П. Кауфман. В 1876 г. в его состав вошло Кокандское ханство.

К 1880-м гг. завершился процесс завоевания Россией территории Средней Азии. Здесь применялись разные формы управления, в зависимости от политических и экономических интересов государства. Кокандское ханство вошло в состав Российской империи под названием Ферганской области, Бухарский эмират и Хивинское ханство сохраняли свою внутреннюю автономию и свою систему управления.

Положительными последствиями присоединения Средней Азии к России были прекращение междоусобных разорительных войн, ликвидация рабства и работорговли, упорядочение налоговой системы. Здесь было установлено единое с Россией законодательство, отражавшее изменения эпохи. Народы Средней Азии сохранили свою самобытную культуру, национальные и религиозные черты. Кроме того, в Средней Азии более быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. Усилилось прогрессивное влияние культуры русского народа. В городах стали создаваться светские школы. Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней Азии.

В последней четверти XIX в. в Среднюю Азию начали переселяться русские земледельцы. Было создано более 40 русских поселений, что способствовало общению народов и переходу части кочевых племён к оседлому земледелию.

Численность населения Сибири на протяжении XIX в. постепенно росла: если в начале века здесь проживало около 200 тыс. человек, то к середине столетия стало уже 600 тыс. Сюда переселялись жители из центральных районов, однако это создавало угрозу утраты местными народами своих самобытных черт. Все нерусские народы Сибири именовались в то время термином инородцы. Многие из этих народов сохраняли остатки родоплеменных отношений. Они активно перемещались по огромным просторам. Манси и ненцы продвигались на восток, занимая земли энцев. Селькупы двигались на юг по Енисею. Тунгусы (эвенки) расселялись на северо-запад, а чукчи теснили юкагиров. Якуты, численность которых быстро росла, заметно расширили территорию своего проживания. Активно шёл процесс формирования новых народов. Хозяйственная и культурная близость племён, проживавших в Туве, стала основой их этнической общности. Обитавшие в Минусинской котловине племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев, кызыльцев составили хакасский народ, а монголоязычные племена Прибайкалья и Забайкалья – бурятский. Всё это требовало от властей, с одной стороны, бережного отношения к народам Сибири, а с другой – включения всех её коренных жителей в хозяйственную и культурную жизнь российского общества.

С целью упорядочить управление инородцами в 1822 г. был принят «Устав об управлении инородцев», подготовленный при активном участии М. М. Сперанского, который был тогда генерал – губернатором Сибири. Коренные народы, согласно этому документу, делились на три разряда – бродячие, кочевые и оседлые. Оседлые инородцы полностью были приравнены в своих правах к государственным крестьянам, они несли все те же повинности. Это были татары, алтайцы, шорцы, южные ханты и манси и др. Бродячими инородцами (ненцы, коряки, юкагиры и другие охотничьи народы) управляли «князья» из числа местной родоплеменной верхушки. Похожее управление получили и кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.). Территория их расселения делилась на улусы и стойбища. Устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые и в итоге – уравнивание их в правах с русским крестьянством, за исключением воинской службы, которую инородцам нести не предполагалось.

В годы правления Александра III (1881–1894) русская православная церковь активизировала свои действия среди народов, сохранявших традиционный образ жизни по обращению их в православную веру. Процесс христианизации происходил на фоне смешения культур русских переселенцев и местного населения. Одной из особенностей христианизации Сибири являлся тот факт, что здесь был широко распространён синкретизм в виде двоеверия – сохранение шаманских верований при принятии православия. Были сделаны первые шаги по созданию письменности для народов, у которых ранее её не было. Появились национальные школы, первые учебники на родном языке, началась подготовка национальных кадров учителей.

Быстрыми темпами в первой половине XIX в. увеличивалось еврейское население: с 576 тыс. до 2 млн. человек.

В правление Александра I сохранялось унизительное ограничение в правах еврейского народа – черта осёдлости, введённая в 1796 г. Тем не менее, еврейским детям было предоставлено право учиться в училищах, гимназиях и университетах.

В 1827 г. в правление Николая I на евреев распространили рекрутскую повинность. При этом от рекрутства полностью освобождались еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имевшие среднее или высшее образование. Привлечение евреев в армию неизбежно вело к крещению евреев, присвоению им русских фамилий и имён, но зато давало право проживать за чертой оседлости. Так правительство проводило политику ассимиляции евреев – постепенного приобщения их к русскому языку и культуре.

При Николае I было издано Положение 1835 г., в котором регулировались вопросы быта и управления еврейского населения. Евреям разрешили в пределах черты осёдлости приобретать землю, вести торговлю, заниматься в ограниченной степени предпринимательской деятельностью.

Николай I продолжил попытки Александра I переселить часть еврейского населения в Сибирь для приобщения его к земледелию и освоения сибирских земель. Этими задачами занимался специальный комитет по «коренному преобразованию евреев в России». Льготы, предоставляемые евреям-земледельцам, были увеличены. Но поскольку занятие сельским хозяйством считалось занятием, недостойным иудея, инициативы правительства не имели благотворного результата.

Либеральные веяния эпохи Александра II коснулись и политики властей в отношении еврейского населения. Если раньше основным средством приобщения евреев к государственной жизни было их крещение в православную веру, то теперь был взят курс на «просвещение», т. е. внедрение в еврейскую среду русского языка, отказ от традиционного образа жизни, получение светского образования. Часть еврейской молодёжи откликнулась на новые веяния.

В 1860-е гг. были введены различные льготы, разрешавшие проживание вне черты оседлости купцам I гильдии, обладателям учёных званий, некоторым категориям ремесленников. На территории Царства Польского евреям было разрешено селиться повсеместно и приобретать недвижимость. Эти меры дали положительные результаты. Появилась прослойка еврейских предпринимателей и аристократов. Среди евреев возросло число представителей творческой интеллигенции, инженеров.

Но всё же число евреев, усвоивших русскую культуру, оставалось сравнительно небольшим. На них продолжали распространяться различные ограничения, в частности запрет на занятие государственных и правительственных должностей. Еврейское представительство в органах управления было ограничено городовым положением 1870 г. В 1873 г. были закрыты государственные школы, созданные для евреев ещё в 1844 г. На правительственную политику в еврейском вопросе оказывали влияние монархические издания, которые вели антисемитскую пропаганду.

В правление Александра III были введены дополнительные ограничительные меры в отношении лиц иудейского вероисповедания. Их правовое положение регулировалось Временными правилами 1882 г. Согласно этому документу евреи были лишены права жить вне городов и местечек своей черты оседлости. Было ограничено участие евреев в избирательных кампаниях, а также право занимать должности в земском и городском управлении. Для еврейской молодёжи был ограничен допуск в гимназии и университеты (допустимая норма составляла 3% в столицах и 5% в городах за чертой оседлости).

К концу XIX в. завершился процесс территориального расширения Российской империи. Это привело к значительному расширению национального и конфессионального состава населения страны. Народы России были вовлечены в общий ход экономического, социального и культурного развития страны и одновременно развивали свои национальные традиции. Но положение представителей разных народов и конфессий в России было неодинаковым, так как национально-конфессиональная политика властей была направлена на достижение политического и культурного единообразия населения страны; на сохранение единой и неделимой России. Это порождало межнациональные противоречия, но одновременно убеждало людей в значимости культурного взаимообогащения разных народов, способствуя лучшему пониманию общечеловеческих духовных ценностей.

Теоретический материал для углублённого изучения:

Согласно указу императора Николая I (1827 г.), все евреи-мужчины должны были в обязательном порядке служить в русской армии. Евреи призывались на военную службу с 12 лет (христиане с 18 лет); на деле – с 7-8 лет. Они проходили службу в кантонистских батальонах до 18 лет, после чего переводились в войска. Срок солдатской службы составлял 25 лет. Целью призыва было, прежде всего, принуждение малолетних кантонистов к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении. Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем насильственной ассимиляции еврейского меньшинства в Российской империи. При этом в России было запрещено производство евреев в офицеры, их лишали наград, запрещали продвижение по службе.

Одним из девяти офицеров иудейского вероисповедания (исключая военных медиков) и единственным, кто достиг чина капитана, был Герцель Янкелевич Цам. Обучался в кантонистском батальоне с 9 лет. В 17 лет он поступил на действительную военную службу и был отправлен в Томск. В 1876 году по рекомендации офицеров полка был произведён в прапорщики. В 1887 году получил чин штабс-капитана. Но по распоряжению военного министра П. С. Ванновского, считавшего, что иудей не может находиться на должности старшего адъютанта при губернском управлении, был переведён на строевую службу командиром роты, где добился образцовых показателей. Однако ни одно представление на его продвижение по службе не было удовлетворено. В 1893 году Цам подал в отставку; при увольнении получил чин капитана. В дальнейшем был активным участником еврейской общины Томска.

Тренировочные задания:

1. Какие три русских военачальника были участниками Кавказской войны?

1) А. П. Ермолов

2) П. И. Багратион

3) П. С. Нахимов

4) А. И. Барятинский

5) И. Ф. Паскевич

6) М. Д. Скобелев

Правильный ответ:

1) А. П. Ермолов

4) А. И. Барятинский

5) И. Ф. Паскевич

Разбор задания:

Какие три русских военачальника были участниками Кавказской войны?

1) А. П. Ермолов – ДА, верно

2) П. И. Багратион – НЕТ, неверно, участник Отечественной войны 1812 г.

3) П. С. Нахимов – НЕТ, неверно, участник Крымской войны

4) А. И. Барятинский – ДА, верно

5) И. Ф. Паскевич – ДА, верно

6) М. Д. Скобелев – НЕТ, неверно, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

2. Наибольшие территориальные приобретения в третьей четверти XIX в.?

1) в Прибалтике

2) на Балканах

3) в Средней Азии

4) в Америке

Правильный ответ:

3) в Средней Азии

Разбор задания:

1) в Прибалтике – НЕТ, неверно, вхождение Прибалтики относится к XVIII в.

2) на Балканах – НЕТ, неверно

3) в Средней Азии – ДА, верно

4) в Америке – НЕТ, неверно, в 1867 г. Александр II продал Аляску США

Основная литература по теме урока:

  1. Волобуев О. В. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый уровень / О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, А. А. Митрофанов. М.: Дрофа, 2018. 277 с.
  2. Пономарев М. В. История. Всеобщая история. 10 класс. Рабочая тетрадь / М. В. Пономарев. М.: Дрофа, 2018. 144 с.
  3. Уколова В. И. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый уровень / В. И. Уколова, А. В. Ревякин. М.: Просвещение, 2018. 366 с.
  4. Сахаров А. Н. История с древнейших времён до конца XIX века. Базовый уровень. 10 класс / А. Н. Сахаров, И. В. Загладин. М.: Русское слово, 2017. 448 с.

Дополнительная литература по теме урока:

  1. Герасимов Г. И. История России. Учебное пособие. М.: ИЦ РИОР, 1013. 315 с.
  2. Данилов А. А. История России с древнейших врмён до наших дней в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2007. 320 с.
  3. Земцов Б. Н. История России. IX – начало XXI. М.: Изд-во Университетская книга, 2012. 552с.
  4. Орлов А. С. История России. Учебник для вузов. М.: Проспект, 2008. 528 с.
  5. Скворцова Е. М. История Отечества. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 845 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6