Экология. 10 класс

Урок 18. Практическое применение принципов экологического мониторинга в своей местности

Конспект урока

Экология, 10 класс

Урок 18. «Практическое применение принципов экологического мониторинга в своей местности»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

- как работает единая государственная служба экологического мониторинга;

- что такое эковолонтерство.

Научитесь:

- извлекать и анализировать информацию о состоянии окружающей среды, полученную в результате проведения экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории.

Сможете:

- заносить данные экологического мониторинга по заданному алгоритму и делать выводы о необходимости принятия мер по улучшению или сохранению экологической обстановки в мете Вашего проживания;

- сформулировать свой личный вклад и свою возможную социальную роль в процессе сохранения окружающей среды.

Глоссарий по теме:

Экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Региональный мониторинг – слежение за процессами и явлениями окружающей среды в пределах определенного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Локальный мониторинг – слежение за влиянием конкретных объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в пределах небольшой территории (промзона, район, город).

Стационарный источник – неподвижный объект, который сохраняется свои пространственные координаты в течении определенного времени (предприятие, цех, установка и т.д.).

Основная и дополнительная литература:

Основная:

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная:

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • .Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  • Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Сайт: http://www.meteorf.ru/about/structure/local/879/.

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова» (ФГБУ «ГГО») Сайт: http://voeikovmgo.ru/index.php?lang=ru.
  • Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/.
  • Экологическое сеть «Экодел». Сайт: https://ecodelo.org/allproject.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Практическое применение принципов экологического мониторинга в своей местности

Единая государственная система экологического мониторинга функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

В настоящее время функции по обеспечению мониторинга за состоянием и загрязнением окружающей среды возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основным источником данных и информации о состоянии и загрязнении окружающей среды является государственная наблюдательная сеть (ГСН) Росгидромета. Наблюдательная сеть – система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.

Сведения, собираемые в рамках государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, аккумулируются в документах Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, задачей которого является обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных.

Основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст.42).

Одной из гарантий реализации права граждан на экологическую информацию является ежегодная подготовка Государственного доклада о состоянии окружающей среды.

Интересные факты:

Состояние атмосферного воздуха и здоровье человека (данные 2016 г.)

Состояние атмосферного воздуха в городах России сохраняется неблагоприятным, значительная доля городского населения страны проживает в городах со сверхнормативным загрязнением воздуха. В 147 городах с населением более 56 миллионов человек средняя за год концентрация одного или нескольких веществ кратно превышает безопасный уровень, – величину предельно допустимой концентрации. Приоритетный список городов с наиболее высоким уровнем загрязнения воздуха включает 20 городов России с населением более 4 миллионов жителей. В 88 % городов с регулярными наблюдениями отмечается превышение нормативов качества воздуха, по крайней мере, по одному загрязняющему веществу.

Загрязнение атмосферного воздуха оказывает одно из самых вредных воздействий на человека, способствуя росту заболеваемости и смертности населения. По оценке Всемирной организации здравоохранения, примерно каждая девятая смерть в мире связана с загрязнением воздуха внутри и вне помещений. Из-за загрязнения атмосферного воздуха средняя продолжительность жизни россиян сокращается примерно на один год, а в наиболее загрязненных городах – примерно на четыре года. Это, в свою очередь приводит к ощутимым экономическим потерям, обостряя социальные и экономические риски ухудшения качества жизни и снижения производительности труда. Воздействие загрязненного воздуха посредством сухих и влажных выпадений причиняет ущерб природной среде: лесам, зеленым насаждениям, водным объектам, почве.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

Все задания данного урока являются частью единого практического исследования – проведения экологического мониторинга своей местности и занесения данных в дневник экомониторинга по заданному алгоритму. К каждому из пунктов прямо в задании даётся подсказка об источнике и правилах занесения данных.

Задание 3. Найдите данные выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Вашему региону. Для выполнения задания необходимо найти Государственный доклад о состоянии окружающей среды в РФ за предыдущий год, но не ранее чем 2 года на момент выполнения задания. Рекомендуется использовать официальный сайт Минприроды РФ http://www.mnr.gov.ru. (Минприроды России – Документы – Государственные доклады – О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации). Рекомендуется воспользоваться интерактивной версией. Выполнить задания, используя раздел Атмосферный воздух (найдите в разделе субъекты РФ Ваш федеральный округ, Ваш регион).

Определите удельный выброс от стационарных источников и выброс от автомобильного транспорта в общем объеме выбросов загрязняющих веществ, %

Тыс. тонн

Доля, %

Выброшено загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе

Выбросы от стационарных источников

число

Автоматически, высчитывается % от общего выброса

Обязательно

Выбросы от автомобильного транспорта

число

Автоматически, высчитывается % от общего выброса

Обязательно

Задание 4. Найдите данные выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Вашему региону. Для выполнения задания необходимо найти Государственный доклад о состоянии окружающей среды в РФ за предыдущий год, но не ранее чем 2 года на момент выполнения задания. Рекомендуется использовать официальный сайт Минприроды РФ http://www.mnr.gov.ru. (Минприроды России – Документы – Государственные доклады – О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации). Рекомендуется воспользоваться интерактивной версией. Выполнить задания, используя раздел Атмосферный воздух (найти в разделе субъекты РФ Ваш федеральный округ, Ваш регион).

Заголовок: Структура выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (регион)

тыс. тонн

Доля, %

Выброшено загрязняющих веществ в атмосферный воздух (от стационарных источников), в том числе

число

Обязательно

Оксид углерода

число

Автоматически, высчитывается % от общего выброса

Обязательно

Оксиды азота

число

Автоматически, высчитывается % от общего выброса

Обязательно

Диоксид серы

число

Автоматически, высчитывается % от общего выброса

Обязательно

Твердые вещества

число

Автоматически, высчитывается % от общего выброса

Обязательно

Углеводороды (без ЛОС. ЛОС – летучие органические соединения)

число

Автоматически, высчитывается % от общего выброса

Обязательно

Остальные загрязняющие вещества

число

Автоматически, высчитывается % от общего выброса

Обязательно

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6