Литература. 10 класс

Урок 34. Психологизм прозы Достоевского

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 34

Психологизм прозы Достоевского.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Определение способов, которые Достоевский применяет для развенчивания теории Раскольникова.
  2. Путь нравственных исканий главного героя.
  3. Выявление средств характеристики персонажей (Раскольников Порфирий Петрович).

Глоссарий

Апатия — состояние полного безразличия, равнодушия.

Двойник — это не просто человек, имеющий сходство с героем, но и тот, в ком герой узнаёт самого себя.

Оппонент — противник в споре, тот, кто выступает с возражениями в беседе.

Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, её динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Полифонический роман — это термин, который М. М. Бахтин применил к творчеству Достоевского. Неотъемлемой чертой такого произведения он считает то, что голос автора не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей. Другая особенность поэтики полифонический романа состоит в том, что герои приобретают идеологических двойников.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека, он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает.

Основная литература:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В литературе XIX века основной темой исследования становится внутренний мир героя, его душевные переживания и борьба со средой, в которой он живёт.

Фёдор Михайлович Достоевский в своих романах показывает таинственную душу героя так, что читатель начинает переживать, включается в процесс выбора между злом и добром, правдой и ложью. С помощью реплик, монологов, споров и описания снов писатель передаёт все оттенки чувств персонажей.

Достоевский говорит, что для утверждения истины в искусстве необходимо умение видеть внутренний мир человека: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины человеческой души».

Атмосфера города, бытовые условия, портретные характеристики, сны, монологи и авторские ремарки непосредственно связаны с нравственной сущностью персонажей. Писатель помещает героев в сложные жизненные ситуации, где даже пространство создает особое напряжение. Например, каморка Раскольникова описана так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

Герой скрывается от посторонних глаз и давящей окружающей действительности в тесной комнатёнке, но чувствует себя там, как в ловушке: «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения».

Раскольников плохо питается, носит старую одежду. За несколько месяцев до убийства герой бросает учебу в университете и перестаёт давать частные уроки. Он сторонится людей, ни с кем не общается. Родион погружён в размышления о своей теории, которая и становится главной причиной злодеяния.

После совершённого преступления он впадает в тяжёлое состояние. Душевные муки поглощают все его силы: «Ноги его дрожали... Голова кружилась и болела от жару...». И через какое-то время они становятся просто невыносимыми: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!». Достоевский пишет: «Идея — сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда».

Описание героя в начале романа показывает его светлые стороны: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Постепенно Достоевский показывает, как Раскольников сопереживает страдающим вокруг него людям.

В его действиях проявляется чуткость и душевность. Об этом говорят и его сны, в которых раскрываются переживания за близких людей. Однако они являются и своего рода размышлениями, отражающими его тяжёлое душевное состояние. Раскольников, приняв бесчеловечное решение убить старуху, во сне видит себя ребенком: «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

Чтобы разобраться в сложных чертах характера героя, Достоевский вводит в роман двойников и оппонентов Раскольникова. Все они являются людьми, так или иначе отражающими разные стороны его мировоззрения. Но лишь Соня является самым близким для него человеком, она по-настоящему сочувствует ему.

Порфирий Петрович, пристав следственных дел, логичен, умён, хитёр и осторожен. Автор рисует несколько встреч Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь раскрывает его тайну и предлагает добровольное покаяние.

Достоевский намеренно показывает человека с неустойчивой психикой, который искажённо воспринимает свою теорию, которого легко сбить с толку. Писатель демонстрирует, что идея властвует до поры до времени, нравственная сила преобладает над ней.

Самым страшным наказанием для Раскольникова становятся его душевные муки и то, что он оказывается отдалён от близких людей. Он осознаёт, что преступление не позволит ему вернуться к нормальной жизни, и что его теория потерпела крах.

Достоевский показывает, что, поставив себя над другими людьми, невозможно осчастливить окружающих. Любому обществу необходимы милосердие и сострадание.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Единичный выбор.

Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф. М. Достоевского?

Тип вариантов ответов:

серый

зелёный

чёрный

жёлтый

Правильный вариант:

жёлтый

Подсказка: «Мы видим … обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича. … обои в "Преступлении и наказании" – это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности».

Разбор решения: атмосфера города, бытовые условия, портретные характеристики, сны, монологи и авторские ремарки непосредственно связаны с нравственной сущностью персонажей. Писатель помещает героев в сложные жизненные ситуации, где даже пространство создает особое напряжение. Например, каморка Раскольникова описана так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

Пример 2

Ребус-соответствие.

Соотнесите героев и их характеристики.

Правильный вариант/

Никодим Фомич — «человечный», жалостливый полицейский. Раскольникову кажется, что, если он явится с повинной к Никодиму Фомичу, то это пройдет менее болезненно.

Илья Петрович—помощник квартального надзирателя. Носит прозвище «Порох» из-за своего взрывного характера.

Порфирий Петрович—у него свой, «психологический» подход к расследованию дел.

Подсказка: «В воображении его мелькнула в это мгновение фигура Ильи Петровича Пороха. — Неужели в самом деле к нему? А нельзя ли к другому? Нельзя ли к Никодиму Фомичу?».

Разбор решения: Порфирий Петрович, пристав следственных дел, логичен, умён, хитёр и осторожен. Автор рисует несколько встреч Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь раскрывает его тайну и предлагает добровольное покаяние.

Достоевский намеренно показывает человека с неустойчивой психикой, который искажённо воспринимает свою теорию, которого легко сбить с толку. Писатель демонстрирует, что идея властвует до поры до времени, нравственная сила преобладает над ней.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6