Экология. 11 класс

Урок 2. Лесные ресурсы. Охрана и рациональное использование лесов

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 2. «Лесные ресурсы. Охрана и рациональное использование лесов»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • состав лесных ресурсов мира и России;
  • тенденции потребления лесных ресурсов;
  • способы восстановления лесных ресурсов.

Научитесь:

  • классифицировать типы лесных экосистем;
  • выявлять последствия хозяйственной деятельности человека на лесные ресурсы.

Сможете:

  • прогнозировать тенденции потребления лесных ресурсов.

Глоссарий по теме:

Лесные ресурсы – совокупность запасов древесной и недревесной продукции леса.

Лесной фонд – природно-хозяйственный объект, представляющий собой совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательством. К лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов на землях обороны и городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта, населённых пунктов, водного фонда и иных категорий.

Обезлесение – процесс исчезновения лесных массивов как по естественным причинам, так и в результате деятельности человека.

Вырубка – участок леса, на котором в результате лесозаготовки уничтожен древостой.

Лесовозобновление – процесс образования нового поколения леса под пологом древостоя, а также на площадях, ранее бывших под лесом (на вырубках, гарях и т. д.). Возобновление леса бывает естественное и искусственное. Искусственное возобновление леса иначе называется лесовосстановлением.

Лесовосстановление – выращивание лесов на территориях, подвергшихся вырубкам, пожарам и т.д. Применяется для создания новых лесов или улучшения состава древесных пород в уже существующих.

Лесоразведение – искусственное разведение леса путём насаждения деревьев в не лесистых районах.

Лесоводство – область хозяйственной деятельности, занимающаяся выращиванием, защитой и использованием лесных ресурсов; а также научная дисциплина, изучающая методы выращивания, улучшения и повышения продуктивности лесов.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная.

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная.

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  • Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Лесные ресурсы – один из важнейших видов биологических ресурсов. Включают в себя имеющиеся в лесах запасы древесины, плодов, ягод, грибов, лекарств, растений и др., а также кормовые, охотничье промысловые ресурсы.

Лесные экосистемы играют важнейшую роль в процессах фотосинтеза и поглощение углекислого газа. Выделяют несколько крупных типов лесных экосистем: тайга, смешанные леса умеренной зоны, влажные леса тёплого умеренного климата, экваториальные дождевые леса, и тропические листопадные леса. Наиболее продуктивными являются экваториальные дождевые леса.

Лес является важнейшим рекреационным ресурсом, оказывают влияние на все компоненты биосферы, играют огромную средообразующую роль.

Всего площадь земель лесного фонда России составляет около 69 % от площади всех земель России (вместе с внутренними водами). России принадлежит около 1/4 часть мировых запасов древесины.

В настоящее время происходит обезлесение территорий, с момента существования цивилизации площадь лесных территорий сократилась почти вдвое. Обезлесение – процесс исчезновения лесных массивов как по естественным причинам, так и в результате деятельности человека. Антропогенное обезлесение происходит в результате увеличения сельскохозяйственных угодий, бурного строительства городов, роста потребления древесины.

Основная задача охраны и восстановления лесов – их рациональное использование и восстановление. Важное значение имеет повышение продуктивности лесов, защита их от пожаров и вредителей.

В настоящее время для поддержания лесных экосистем проводят следующие мероприятия: ограничение ежегодных допустимых вырубок; создание плантаций для выращивания ценных пород деревьев; непрестанных контроль степени пожарной опасности лесных угодий; использование биологических методов борьбы с лесными вредителями.

Интересные факты. Символ России

Символом России принято считать берёзу. Но мало кто знает, что на самом деле символ России – лиственница. Это хвойное дерево высотой 60–80 м, очень устойчивое к суровому климату севера России. Самый северный в мире лес образован лиственницей (п-ов Таймыр). Такая устойчивость к сильным морозам достигается тем, что лиственница сбрасывает на зиму хвою, а чем севернее, тем ниже становятся лиственницы. Так, на Крайнем Севере и в высокогорьях высота дерева всего 20 см, что позволяет пережить зиму под снеговым покровом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.

Лесовосстановление – __________ лесов на территориях, подвергшихся __________пожарам и т.д. Применяется для создания _____ лесов или ______ состава ______ ___ в уже существующих.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Лесовосстановление – выращивание лесов на территориях, подвергшихся вырубкам, пожарам и т.д. Применяется для создания новых лесов или улучшения состава древесных пород в уже существующих.

2. Текст задания: Расставьте подписи к изображениям.

Смешанный лес умеренной зоны

Тропический дождевой лес

Тайга

Редколесье

Правильный вариант/варианты:

Правильный вариант/варианты:

Тайга

Смешанный лес умеренной зоны

Редколесье

Тропический дождевой лес

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6