Литература. 10 класс

Урок 42. Образ Наташи Ростовой

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 42

Образ Наташи Ростовой

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Анализ пути нравственных исканий Наташи Ростовой.

2. Выявление средства характеристики персонажа, приём «диалектики души» в изображении героини.

3. Сравнение образа Наташи Ростовой с образами Марьи Болконской и Элен Курагиной.

Тезаурус

Внутренний монолог — важнейший прием психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа. 

Диалектика души детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.

Прототип — прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа.

Список литературы

Основная литература:

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Дополнительная литература по теме урока

  1. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». Л.: Детская литература, 1978. – 256 с.
  2. Ермилов В. В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — 103 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В создании образа Наташи Ростовой автор отталкивается от реального жизненного прототипа — Татьяны Андреевны Берс, свояченицы (в замужестве Кузминской). В ней видны и некоторые черты характера любимой супруги писателя. «Взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа», — запишет Толстой в своих дневниках.

Впервые она «врывается» на страницы романа тринадцатилетним подростком в день своих именин, когда «нечаянно, с нерассчитанного бега» попадает в зал, где Ростовы ведут официальный приём гостей. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках…».

Наташа мила своей непосредственностью. Девочка любит всех вокруг, и мир ей кажется прекрасным. Романтичная натура позволяет ей тонко чувствовать очарование природы. Показателен эпизод в Отрадном, когда князь Андрей случайно слышит разговор Наташи и Сони: «Да проснись же, Соня, такой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» Толстой не напрасно подчёркивает восхищение Наташи и равнодушие Сони: одним из признаков настоящего человека для писателя является способность любоваться окружающей красотой.

Наташа бессознательно воплощает в себе истинное понимание жизни, к которому другие герои — Болконский и Безухов — приходят только в результате сложнейших нравственных исканий. 

Девушка никогда не задумывается над смыслом жизни, но он раскрывается в том, как она живёт. «Ум сердца» воплотился в ней с особой полнотой. Она тонко чувствует людей, понимает их. Именно поэтому она настороженно относится к Борису Друбецкому, а к Пьеру питает искреннюю симпатию.

Толстой с любовью рисует взросление героини, её первый бал. Он поразительно точно передаёт волнение юной Ростовой в начале вечера, страх, что её могут не пригласить на танец.

Исполнены поэзии страницы о зарождающейся любви князя Андрея и Наташи, их объяснение, тайная помолвка. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нём отделялась эта особенно-поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!». Отъезд Болконского и расставание на «целый год», чтобы «узнать себя», проверить чувства, Наташа воспринимает как трагедию. Ей, живущей сердцем, такое испытание кажется слишком тяжелым.

Горечь расставания утихает на время, когда она едет в имение к дядюшке. Естественность натуры, близость к народной жизни раскрываются в сцене охоты, в описании русской пляски. «Она сделала то самое и так точно… что Анисья Фёдоровна, которая тотчас подала ей необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». 

Жажда любви приводит юную Наташу к роковой ошибке: увлечению Анатолем Курагиным. «Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно её сердце», — так описывает состояние героини автор, стараясь объяснить её поступок. Курагин, увидев милую, неискушённую девушку, решает «приволокнуться за ней», несмотря на то, что женат. Он немедленно начинает атаку, а его сестра Элен, человек того же сорта, помогает ему. 

И хотя побега не происходит, осознание совершённой ошибки и разрыв с Болконским повергает Наташу в состояние мучительного кризиса. Находясь на грани жизни и смерти, она не находит себе оправдания, а самыми сокровенными переживаниями делится с духовно близким ей человеком — Пьером Безуховым.

Несмотря на эмоциональность, в характере Ростовой есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень. Из кризиса её выводит известие об угрозе нашествия французов, приближающихся к Москве. Народное, общее горе заставляет Наташу забыть о своих несчастьях. Она убеждает родных отдать повозки раненым солдатам.

Ростова способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы. Она трепетно ухаживает за умирающим князем Андреем, который прощает её и признаётся, что любит «больше, лучше, чем прежде».

После смерти Болконского жизнь девушки становится мрачной и тяжёлой. Когда погибает младший брат Петя, графиня Ростова едва не сходит с ума. Три недели Наташа неотлучно находится с матерью, забыв о себе и своих переживаниях: «Она думала, что жизнь её кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни — любовь — ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

В эпилоге мы видим Наташу женой Пьера и матерью большого семейства. Толстой намеренно делает её образ более «земным»: «она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Но как жена и мать Наташа по-прежнему прекрасна: когда возвращался Пьер или выздоравливал ребенок, «прежний огонь зажигался в её развившемся красивом теле» и «она бывала ещё более привлекательна, чем прежде». Наташа счастлива в материнстве, а Пьер — в осознании себя надёжной опорой. Так понимает счастье Толстой. Любовь и семья — нравственная основа жизни.

Создавая галерею женских образов в романе, Лев Николаевич выражает свою заветную мысль об истинной красоте человека, которая заключается не во внешней привлекательности, а в сложной душевной работе и богатстве внутреннего мира. Наташа Ростова находит счастье в материнстве, воспитании детей, потому что именно женщина — это начало пути к гармонии и красоте.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример № 1.

Единичный / множественный выбор.

Какой портрет принадлежит Наташе Ростовой?

Варианты ответов:

1. «…тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице».

2. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках».

3. «…была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у неё был приятный…»

Правильный ответ: Б

Разбор задания:

Первый портрет – описание внешности Сони – кузины Наташи, влюблённой в Николая Ростова; третий портрет характеризует старшую сестру Наташи – Веру, которая резко отличалась от всех Ростовых: была красива, но при этом холодна и высокомерна.

Пример № 2.

Установление последовательности элементов.

Вспомните жизненный путь Наташи Ростовой, расположите пункты в хронологическом порядке.

Первый бал.

Болезнь.

Встреча с князем Андреем в Отрадном.

Неудавшийся побег с Анатолем.

Гибель Пети, поддержка матери.

Оставление Москвы.

Помолвка с Болконским.

Примирение с Болконским.

Сватовство В. Денисова

Наташа – жена Пьера Безухова.

Правильный ответ:

  1. Сватовство В. Денисова
  2. Встреча с князем Андреем в Отрадном.
  3. Первый бал.
  4. Помолвка с Болконским.
  5. Неудавшийся побег с Анатолем.
  6. Болезнь.
  7. Оставление Москвы.
  8. Примирение с Болконским.
  9. Гибель Пети, поддержка матери.
  10. Наташа – жена Пьера Безухова.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6