Русский язык. 10 класс

Урок 4. Звуковая сторона русского языка. Орфоэпия

Орфоэпия

Фонетические особенности речи

Звуковая сторона русского языка

Мы понимаем друг друга благодаря членораздельности нашей речи. Чтобы воспринять содержание речи в целом, наш мозг анализирует, то есть раскладывает речь на знакомом языке на понятные единицы; затем происходит этап синтеза: звуки складываются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения. Итак, важнейшая фонетическая особенность человеческой речи – членораздельность.

Цели и задачи

Цель:

  • получение представления о фонетической системе русского языка.

Задачи:

  • отработать навыки правильного произношения слов, интонирования предложений;
  • повторить порядок фонетического разбора.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • о том, что такое фонетическая система русского языка;

мы научимся:

  • делать фонетический разбор слов;

мы сможем:

  • проверить своё знание произносительных норм;
  • ответить на ряд вопросов, касающихся фонетики и орфоэпии;
  • поговорить о единицах фонетической системы, ударении, интонации, о связи фонетического разбора с проблемами орфографии.  
Фонетика

Во фразе «Эта книга есть и у Ии, и у её Иоанна» подряд следуют 11 гласных букв. Не все эти буквы означают только гласные звуки. Если произнести из фразы только эти звуки [иуи`ииуйэйо`иаа], то мы воспримем этот фонетический отрезок как чистую глоссолалию – речь, состоящую из бессмысленных звукосочетаний. Это начало фразы, создающее установку на восприятие и включающее дальнейшее в определённый контекст. Без контекста это сочетание тринадцати звуков не значит ничего.

Появление имени «Иоанн» заставляет предположить, что «Ия» – это тоже имя. В результате мы начинаем осмыслять звуки как знакомые слова: союз «и», предлог «у», местоимение «её».

Сколько согласных звуков в слове «её» (введите цифру)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6