Экология. 10 класс

Урок 17. Применение экологических знаний в жизненных ситуациях

Конспект урока

Экология, 10 класс

Урок 17. «Применение экологических знаний в жизненных ситуациях»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

- как работает система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в вашем населённом пункте.

Научитесь:

- применять методы визуального наблюдения для оценки экологической обстановки и её динамики во времени;

- извлекать и анализировать информацию экологического характера.

Сможете:

- заносить данные экологического мониторинга по заданному алгоритму и сделать выводы о необходимости принятия мер по улучшению или сохранению экологической обстановки;

-сформулировать свой личный вклад и свою возможную социальную роль в процессе сохранения окружающей среды.

Глоссарий по теме:

Экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Региональный мониторинг – слежение за процессами и явлениями окружающей среды в пределах определенного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Локальный мониторинг – слежение за влиянием конкретных объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в пределах небольшой территории (промзона, район, город).

Стационарный источник – неподвижный объект, который сохраняется свои пространственные координаты в течении определенного времени (предприятие, цех, установка и т.д.).

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная литература:

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная литература:

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  • Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Единая государственная система экологического мониторинга функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

В настоящее время функции по обеспечению мониторинга за состоянием и загрязнением окружающей среды возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основным источником данных и информации о состоянии и загрязнении окружающей среды является государственная наблюдательная сеть (ГСН) Росгидромета.

Наблюдательная сеть – система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.

Сведения, собираемые в рамках государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, аккумулируются в документах Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, задачей которого является обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных.

Основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст.42).

Одной из гарантий реализации права граждан на экологическую информацию является ежегодная подготовка Государственного доклада о состоянии окружающей среды.

Интересные факты. Состояние атмосферного воздуха и здоровье человека (данные 2016 г.)

Состояние атмосферного воздуха в городах России сохраняется неблагоприятным, значительная доля городского населения страны проживает в городах со сверхнормативным загрязнением воздуха. В 147 городах с населением более 56 миллионов человек средняя за год концентрация одного или нескольких веществ кратно превышает безопасный уровень, – величину предельно допустимой концентрации. Приоритетный список городов с наиболее высоким уровнем загрязнения воздуха включает 20 городов России с населением более 4 миллионов жителей. В 88 % городов с регулярными наблюдениями отмечается превышение нормативов качества воздуха, по крайней мере, по одному загрязняющему веществу.

Загрязнение атмосферного воздуха оказывает одно из самых вредных воздействий на человека, способствуя росту заболеваемости и смертности населения. По оценке Всемирной организации здравоохранения, примерно каждая девятая смерть в мире связана с загрязнением воздуха внутри и вне помещений. Из-за загрязнения атмосферного воздуха средняя продолжительность жизни россиян сокращается примерно на один год, а в наиболее загрязненных городах – примерно на четыре года. Это, в свою очередь приводит к ощутимым экономическим потерям, обостряя социальные и экономические риски ухудшения качества жизни и снижения производительности труда. Воздействие загрязненного воздуха посредством сухих и влажных выпадений причиняет ущерб природной среде: лесам, зеленым насаждениям, водным объектам, почве.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Тестовый вопрос. Выберите правильный ответ.

Деятельность по обращению с отходами регулируется…

1. государством.

2. собственником.

3. городской администрацией.

4. товариществом собственников жилья.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

государством.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

2. собственником.

3. городской администрацией.

4. товариществом собственников жилья.

2. Заполните шаблон для занесения данных по результатам экологического мониторинга системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Задание 1. Заполните общие сведения.

1. Общие сведения

Ответ

Ф.И.О учащегося

текст

Обязательно

Место проживания (название населенного пункта, регион)

текст

Обязательно

Федеральный округ РФ (согласно административно-территориальному делению)

текст

Обязательно

Год

числовой

Обязательно

Перечень утверждений.

Вопрос

1 вариант ответа

2 вариант ответа

1. Тип жилья

многоквартирный дом

частный дом

2.Если дом многоквартирный, наличие мусоропровода

да

нет

3. Площадка для установки мусорных контейнеров присутствует и находится на расстоянии от 20 до 100 м от жилого здания.

да

нет

4. Площадка оборудована ограждением, освещена в тёмное время суток.

да

нет

5.Площадка для установки мусорных контейнеров забетонирована или заасфальтирована

да

нет

6.Вывоз мусора производится ежедневно

да

нет

7. В домашних условиях производится первичная сортировка мусора

да

нет

8. Наличие контейнеров для сбора вторичного сырья (пластик, бумага, стекло, метал) на контейнерных площадках

да

нет

9. Наличие контейнеров для крупногабаритного мусора

да

нет

10.Твёрдые коммунальные отходы поступают на оборудованный полигон или на мусоросжигательный завод

да

нет, на необорудованный полигон

11.Утилизация особо опасных отходов (батарейки, ртутьсодержащие отходы) осуществляется отдельно

да

нет

12.Существует организованный сбор использованных батареек

да

нет

13.Существует организованный сбор ртутных ламп

да

нет

14. Отсутствуют стихийные свалки в районе Вашего проживания

да

нет

В зависимости от количества ответов учеником «да» на экране может быть 3 различных варианта текста. Если ответов «да» от 10 до 13 появляется текст 1. Если 5-10 текст 2. Если меньше 5 текст 3.

Текст 1:

Вы ответили 10-13 ответов «да», это значит, что система обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Вашей местности находится на высоком уровне.

Текст 2:

Вы ответили 5-10 ответов «да», это значит, что уровень системы обращении с ТКО в Вашей местности не отвечает современным требованиям.

Текст 3:

Вы ответили >5 ответов «да», это значит, что уровень системы обращения с ТКО в Вашей местности является крайне низким и требует координальных улучшений.

Снизу под текстом во всех вариантах появляется текст задания и форма для ввода с клавиатуры ответ:

Текст задания:

Подумайте, сформулируйте и запишите, как можно повлиять на проблему загрязнения окружающей среды отходами в вашем населённом пункте, в стране, в мире.

Ответ вносится текстом.

________________________________________

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6