Экология. 10 класс
Конспект урока
Экология, 10 класс
Урок 17. «Применение экологических знаний в жизненных ситуациях»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Вы узнаете:
- как работает система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в вашем населённом пункте.
Научитесь:
- применять методы визуального наблюдения для оценки экологической обстановки и её динамики во времени;
- извлекать и анализировать информацию экологического характера.
Сможете:
- заносить данные экологического мониторинга по заданному алгоритму и сделать выводы о необходимости принятия мер по улучшению или сохранению экологической обстановки;
-сформулировать свой личный вклад и свою возможную социальную роль в процессе сохранения окружающей среды.
Глоссарий по теме:
Экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Региональный мониторинг – слежение за процессами и явлениями окружающей среды в пределах определенного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.
Локальный мониторинг – слежение за влиянием конкретных объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в пределах небольшой территории (промзона, район, город).
Стационарный источник – неподвижный объект, который сохраняется свои пространственные координаты в течении определенного времени (предприятие, цех, установка и т.д.).
Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):
Основная литература:
- Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
Дополнительная литература:
- Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
- Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
- Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 http://legalacts.ru/doc/osnovy-gosudarstvennoi-politiki-v-oblasti-ekologicheskogo-razvitija/
- О мерах по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 http://docs.cntd.ru/document/456066640
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/.
- Позитивно-креативное экологическое движение http://musora.bolshe.net/
- Экологическое сеть «Экодел». Сайт: https://ecodelo.org/allproject.
- Твёрдые бытовые отходы. Новости отрасли. Сайт: https://news.solidwaste.ru/
- Интерактивная карта свалок. kartasvalok.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Единая государственная система экологического мониторинга функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.
В настоящее время функции по обеспечению мониторинга за состоянием и загрязнением окружающей среды возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основным источником данных и информации о состоянии и загрязнении окружающей среды является государственная наблюдательная сеть (ГСН) Росгидромета.
Наблюдательная сеть – система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
Сведения, собираемые в рамках государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, аккумулируются в документах Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, задачей которого является обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных.
Основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст.42).
Одной из гарантий реализации права граждан на экологическую информацию является ежегодная подготовка Государственного доклада о состоянии окружающей среды.
Интересные факты. Состояние атмосферного воздуха и здоровье человека (данные 2016 г.)
Состояние атмосферного воздуха в городах России сохраняется неблагоприятным, значительная доля городского населения страны проживает в городах со сверхнормативным загрязнением воздуха. В 147 городах с населением более 56 миллионов человек средняя за год концентрация одного или нескольких веществ кратно превышает безопасный уровень, – величину предельно допустимой концентрации. Приоритетный список городов с наиболее высоким уровнем загрязнения воздуха включает 20 городов России с населением более 4 миллионов жителей. В 88 % городов с регулярными наблюдениями отмечается превышение нормативов качества воздуха, по крайней мере, по одному загрязняющему веществу.
Загрязнение атмосферного воздуха оказывает одно из самых вредных воздействий на человека, способствуя росту заболеваемости и смертности населения. По оценке Всемирной организации здравоохранения, примерно каждая девятая смерть в мире связана с загрязнением воздуха внутри и вне помещений. Из-за загрязнения атмосферного воздуха средняя продолжительность жизни россиян сокращается примерно на один год, а в наиболее загрязненных городах – примерно на четыре года. Это, в свою очередь приводит к ощутимым экономическим потерям, обостряя социальные и экономические риски ухудшения качества жизни и снижения производительности труда. Воздействие загрязненного воздуха посредством сухих и влажных выпадений причиняет ущерб природной среде: лесам, зеленым насаждениям, водным объектам, почве.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):
1. Тестовый вопрос. Выберите правильный ответ.
Деятельность по обращению с отходами регулируется…
1. государством.
2. собственником.
3. городской администрацией.
4. товариществом собственников жилья.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
государством.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
2. собственником.
3. городской администрацией.
4. товариществом собственников жилья.
2. Заполните шаблон для занесения данных по результатам экологического мониторинга системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Задание 1. Заполните общие сведения.
1. Общие сведения
Ответ | ||
Ф.И.О учащегося | текст | Обязательно |
Место проживания (название населенного пункта, регион) | текст | Обязательно |
Федеральный округ РФ (согласно административно-территориальному делению) | текст | Обязательно |
Год | числовой | Обязательно |
Перечень утверждений.
Вопрос | 1 вариант ответа | 2 вариант ответа |
1. Тип жилья | многоквартирный дом | частный дом |
2.Если дом многоквартирный, наличие мусоропровода | да | нет |
3. Площадка для установки мусорных контейнеров присутствует и находится на расстоянии от 20 до 100 м от жилого здания. | да | нет |
4. Площадка оборудована ограждением, освещена в тёмное время суток. | да | нет |
5.Площадка для установки мусорных контейнеров забетонирована или заасфальтирована | да | нет |
6.Вывоз мусора производится ежедневно | да | нет |
7. В домашних условиях производится первичная сортировка мусора | да | нет |
8. Наличие контейнеров для сбора вторичного сырья (пластик, бумага, стекло, метал) на контейнерных площадках | да | нет |
9. Наличие контейнеров для крупногабаритного мусора | да | нет |
10.Твёрдые коммунальные отходы поступают на оборудованный полигон или на мусоросжигательный завод | да | нет, на необорудованный полигон |
11.Утилизация особо опасных отходов (батарейки, ртутьсодержащие отходы) осуществляется отдельно | да | нет |
12.Существует организованный сбор использованных батареек | да | нет |
13.Существует организованный сбор ртутных ламп | да | нет |
14. Отсутствуют стихийные свалки в районе Вашего проживания | да | нет |
В зависимости от количества ответов учеником «да» на экране может быть 3 различных варианта текста. Если ответов «да» от 10 до 13 появляется текст 1. Если 5-10 текст 2. Если меньше 5 текст 3.
Текст 1:
Вы ответили 10-13 ответов «да», это значит, что система обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Вашей местности находится на высоком уровне.
Текст 2:
Вы ответили 5-10 ответов «да», это значит, что уровень системы обращении с ТКО в Вашей местности не отвечает современным требованиям.
Текст 3:
Вы ответили >5 ответов «да», это значит, что уровень системы обращения с ТКО в Вашей местности является крайне низким и требует координальных улучшений.
Снизу под текстом во всех вариантах появляется текст задания и форма для ввода с клавиатуры ответ:
Текст задания:
Подумайте, сформулируйте и запишите, как можно повлиять на проблему загрязнения окружающей среды отходами в вашем населённом пункте, в стране, в мире.
Ответ вносится текстом.
________________________________________