Русский язык. 10 класс

Урок 9. Морфемный состав слова и правильность и выразительность речи

Словообразование

Заполните пропуски.

Словообразование – один из языкознания. Слова в языке образуются по существующим словообразовательным . Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный – словообразования.

разделов
моделям
способы
Морфемика

Морфемика изучает морфемы. Найдите их и выделите цветом.

Словообразование

Прочитайте отрывок из статьи Б. Ю. Нормана «Грамматика говорящего».

Говорящий всё время имеет дело с альтернативными возможностями, он живёт в мире вариантов. «Как сказать, какие единицы выбрать?» – вот его проблемы при переходе от внутренней речи к внешней. Вариативность, как известно, пронизывает всю систему языка, все его уровни, в том числе и морфемный. Иными словами, кроме хорошо известных фонетических вариантов (различающихся ударением, твёрдостью-мягкостью согласных и прочими орфоэпическими «разночтениями»), носитель языка постоянно имеет дело со словообразовательными вариантами. Как сказать: бесстыдный или бесстыжий, полька или полячка, аналогичный или аналогический, накат или накатывание? Естественно, такие колебания отражаются и в художественной литературе. Так, персонаж одного рассказа В. Гиляровского, составляя протокол несчастного случая («обвалились леса, причём произошло упадение двенадцати человек рабочих»), терзается сомнениями: написать ли ему упадение или упадание? Или вообще падёж? падаль? падалица? упадок? – и в конце концов выбирает загадочное производное пандат (рассказ «Новое слово»).

Подобные примеры, вообще говоря, даже со скидкой на их «литературность», весьма важны. Они показывают, что объединения слов по типу словообразовательных гнёзд являются психической реальностью.

Свойства языка

Какое свойство языка, по мнения автора, позволяет выбирать «альтернативные варианты»?

Фиксированность

Вариативность

Стилистическое богатство

Оратор

Соберите мозаику

Морфемы

Какие морфемы помогают Вам понять отсутствующее в толковых словарях слово литературность? Подчеркните верный(е) вариант(ы)

Корень –литератур-; отсутствие приставки; суффиксы -н- -ость-

Абстрактные существительные

Отметьте слова, от которых образуются абстрактные существительные.

  1.  Головной
  2.  Бедный
  3.  Седой
  4.  Белый
  5.  Здоровый
Голубой
Словообразование

Зачеркните слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.


Подберёзовик, подготовка, преинтересный, перепрыгнуть

Словообразование

Соотнесите слова со способом их образования.

Определения понятий

Найдите в филворде определения понятиям:

  1. Общепринятое правило, образец.
  2. Часть слова без окончания.
  3. Разновидность чего-либо, возможность замены.
  4. Качество речи, обеспечивающее максимальное воздействие и адекватность ее восприятия адресатом.
  5. Самостоятельная часть слова.
  6. Сложносокращенное слово.
  7. Часть слова, находящаяся после корня
  8. Соответствие содержания речи, ее языковых средств целям и условиям общения.
  9. Раздел науки о языке, изучающий все аспекты создания, строения и классификации слов.
Словообразовательные ошибки

Замените выделенные слова, являющиеся словообразовательными ошибками и затрудняющие понимание высказываний, нормативными, обеспечивающими ясность написанного. Подставьте слова в требуемой форме.

А. Уважаемые руководители, прошу провести выверку распределения участников.

Б. Одна из идей, которая требует серьезных просчётов , рассматривается комиссией.

В. Мне не хочется верить в кровожадие людей.

Г. Эта недоговорка подрывает авторитет вашей газеты.

проверку
расчётов
кровожадность
недоговорённость
Однокоренные слова

Сгруппируйте однокоренные слова.

Корень «вороб»:

корень «вор»:

корень «суд»:

корнь «вод»:

воробей
воробышек
воробьишка
вор
воришка
обворованный
посуда
сосуд
судно
водопад
водичка
водоём
Суффиксация

Выделите слова с суффиксом:

-иц- в значении «небольшой» - малиновым цветом;

-ниц- – лицо женского пола – голубым;

-ниц- – зелёным;

А слова без суффиксов выделите - оранжевым.

Определите слова, от которых образованы производные.

Лужица, пуговица, сахарница, пословица, слушательница, сухарница, водица, учительница

Малиновый
Оранжевый
Зеленый
Голубой
Высказывания писателей

Выберите верное объяснение, объединяющее выделенные слова в высказываниях писателя.

Слово «врач», как ему объясняли когда-то, совсем не случайно состояло в родстве со словом «врать», сиречь говорить, и в особенности – произносить заклинания.

Половина, если не больше, лекарского успеха зависела от умения подыскать нужное слово, способное отвлечь страдальца от горестного созерцания и обратить его дух на путь излечения (М. Семенова).

Этимологическое сопоставление;

Соотнесение русских слов на основе созвучия;

Созвучие заимствования и исконно русского слова.

Правильность и выразительность речи

Прочитайте отрывок из статьи Б. Ю. Нормана «Грамматика говорящего»

Говорящий всё время имеет дело с альтернативными возможностями, он живёт в мире вариантов. «Как сказать, какие единицы выбрать?» – вот его проблемы при переходе от внутренней речи к внешней. Вариативность, как известно, пронизывает всю систему языка, все его уровни, в том числе и морфемный. Иными словами, кроме хорошо известных фонетических вариантов (различающихся ударением, твёрдостью-мягкостью согласных и прочими орфоэпическими «разночтениями»), носитель языка постоянно имеет дело со словообразовательными вариантами. Как сказать: бесстыдный или бесстыжийполька или полячка, аналогичный или аналогический, накат или накатывание? Естественно, такие колебания отражаются и в художественной литературе. Так, персонаж одного рассказа В. Гиляровского, составляя протокол несчастного случая («обвалились леса, причём произошло упадение двенадцати человек рабочих»), терзается сомнениями: написать ли ему упадение или упадание? Или вообще падёж? падаль? падалица? упадок? – и в конце концов выбирает загадочное производное пандат (рассказ «Новое слово»).

Подобные примеры, вообще говоря, даже со скидкой на их «литературность», весьма важны. Они показывают, что объединения слов по типу словообразовательных гнёзд являются психической реальностью.

Качество речи

Какое качество речи определяет выбор вариантов: бесстыдный или бесстыжий, полька или полячка, аналогичный или аналогический, накат или накатывание?

уместность

гибкость

стабильность

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6