Русский язык. 4 класс

Урок 3. Язык и речь

Конспект урока

Русский язык, 4 класс.

Конспект урока № 3.

Тема: Виды речи. Речь и её назначение.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.

Задачи:

  1. Вспомнить виды речи.
  2. Порассуждать о значении речи в жизни человека.
  3. Повторить некоторые правила русского языка

Результаты:

  • Узнаем о статусе русского языка в мире.
  • Вспомним виды речи.
  • Выучим правила устной и письменной речи.
  • Порассуждаем о значении речи в жизни человека

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Давайте повторим!

Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.

Язык нужен людям для:

  • Общения
  • Сохранения и накопления информации
  • Выражения чувств и эмоций

Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.

Речь бывает устная и письменная.

Особенности устной речи:

  • Более простая, предложения короткие
  • Некоторые слова заменяются жестами
  • Яркая, эмоциональная

Для устной речи важно:

  • правильно произносить звуки, слова, предложения;
  • соблюдать интонацию и ударение.

Особенности письменной речи:

  • Строгие правила и сложные выражения

Больше времени для построения высказывания.

Правила письменной речи:

  • как связываются предложения в тексте
  • какие знаки препинания ставятся в конце предложения
  • какой порядок слов должен быть в предложении
  • как правильно оформить слово с точки зрения орфографии

Давайте вспомним, что значит хорошая речь.

Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении. 

Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник) 

От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)

Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.

Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.

Николай Васильевич Гоголь писал: «Перед вами громадина – русский язык! Наслаждение зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

  • Как вы понимаете это выражение? Вы согласны с писателем?

Интересные факты о русском языке:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство людей помнит только йодйогу, йогурт и Йошкар-Олу
  • В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль. 
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношееекривошеее-, короткошеее 
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*

Слова «речь» и «язык» имеют несколько значений. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре.

Перейдите по ссылке: https://dic.academic.ru/ -> введи слово в поле поиска -> выберите нужный словарь.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?

Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.

Картинки:

_______________________________________

Татары

_______________________________________

Осетины

_______________________________________

Буряты

_______________________________________

Русские

Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:

Пожалуйста!

Ну-ка!

Быстро дай!

Спасибо!

Закрой рот!

Здравствуйте!

Извините!

Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:

Ты ездий

Вы ездийте

Вы поезжайте

Ты езди

Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре

  1. Ты положи книгу. – Ты положь книгу.
  2. Ложите вещи на место. – Кладите вещи на место.
  3. Беги на стадион. – Бежи на стадион.

Задание 5. Как правильно сказать?

  1. Я уже ела сегодня.
  2. Я уже кушала сегодня.

Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.

  1. Губы заговаривать
  2. Беречь как зеницу глаза
  3. Держать уши востро
  4. Делать из комара слона

Задание 7. У слова «речь» несколько значений. В каком значении слово «речь» использовано в предложениях? Соотнесите предложения и значения.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. 
2) Об этом не может быть и речи. 
3) У этого мальчика затруднительная речь. 
4) Звучит многоязычная речь. 
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. 
6) О чем речь? 

  1. 1) Способность говорить, говорение. 
  2. 2) Разновидности, формы или стили языка. 
  3. 3) Звучащий язык. 
  4. 4) Разговор. Беседа. 
  5. 5) Публичное выступление. 

Задание 8. Слово “язык” многозначное. В каком значении слово «язык» использовано в диалоге из рассказа М. Горького?

– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Список значений:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).
  3. Речь, способность говорить. 
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. 
  5. Человеческий орган, участвующий в говорении и питании.
  6. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). 
  7. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). 

Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:

  1. С другом ___________________________
  2. С продавцом в магазине ___________________________

Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:

  1. Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка.
  2. Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, которые тормозят движение.
  3. Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении.
  4. Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?

Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.

1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.

2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.

3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.

4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.

Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г. Паустовский

Что в русском языке вызывает восхищение автора?

Напишите ответ на это вопрос.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:

А) выразительная

Б) неграмотная

В) невнятная

2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.

В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …

А) ни в зуб ногой

Б) собаку съел

В) спустя рукава

  1. Составьте предложение из слов:

небу, низкие, по, тучи, ползли.

Вариант 2.

1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:

А) Неразборчивая

Б) Грамотная

В) Связная

2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.

Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …

А) сломя голову

Б) спустя рукава

В) не покладая рук

  1. Составьте предложение из слов:

в, плавали, жёлтые, лужах, листья

ТЕЗАУРУС

Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.

Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

Русский язык – русские, татарский язык – татары, осетинский язык – осетины, бурятский язык - буряты

Задание 2.

Пожалуйста!

Ну-ка!

Быстро дай!

Спасибо!

Закрой рот!

Здравствуйте!

Извините!

Задание 3.

Вы поезжайте

Ты езди

Задание 4.

Ты положи книгу.

Кладите вещи на место.

Беги на стадион.

Задание 5.

  1. Я уже ела сегодня.

Задание 6.

1 – зубы, 2 – ока, 3 – ухо, 4 - мухи

Задание 7.

1-5, 2-4, 3-1, 4-3, 5-2, 6-5

Задание 8.

1-2, 2-5

Задание 9.

  1. Привет/Здорово
  2. Здравствуйте/Добрый день/Добрый вечер

Задание 10.

Зарубить (себе) на носу

(Писать) как курица лапой

Считать ворон/Ворон считать

Задание 11.

2, 4, 1, 3

Задание 12.

ШЬЁТ/шьёт

Контрольный модуль

В-1

1. А

2. Б

3. По небу ползли низкие тучи.

В-2

1. А

2. В

3. В лужах плавали жёлтые листья.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6