Русский язык. 10 класс

Урок 17. Научный стиль

Тезаурус

Стиль речи – это функциональная разновидность литературного языка, которая определяется условиями речевого общения.

Стилистика – наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы.

Термин — слово или словосо­четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со­держание; 

Профессионализмы – это такие слова и словосочетания, которые в данный момент не являются официально признанными обозначениями специальных понятий.

Тезисы  краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать.

Конспект – особый вид текста, который создается в процессе конспектирования первоисточника.

Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух текста.

Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

  1. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение// Гринев-Гриневич С.В – М.: Academia 2008. – 304 с.
  2. Волков А.А. Курс русской риторики.// Волков А.А. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Нестерова И.А., Профессиональная лексика / Образовательная энциклопедия ODiplom.ru . URL: http://odiplom.ru/lab/professionalnaya-leksika.html (7.12.2018).
Задание для самостоятельного закрепления материала. Буктрейлеры

Прочитайте текст и проанализируйте его тезисы.

Буктрейлеры помогают понять, о чем книга. Они вкратце рассказывают сюжет и погружают в атмосферу произведения, не раскрывая интригу, чтобы тебе интересно было читать. Как видишь, буктрейлер — это короткий видеоролик, вдохновляющий прочитать книгу.

Если ты планируешь заинтриговать зрителей интересным сюжетом книги, пригодится буктрейлер-рассказ. Как и аннотация книги, он знакомит читателя с основой сюжета, оставляя место для тайн и загадок. А еще вызывает желание узнать: а что дальше? Приоткрыть завесу событий в произведении тебе помогут иллюстрации из книги, музыка и закадровые комментарии. Обычно именно сжатый сюжет с яркими кадрами и недомолвками лежит в основе кинотрейлеров.

Внутри буктрейлера другого типа разгораются страсти. Еще бы, ведь его задача – передать атмосферу книги. Для создания такого видео тебе придется собрать весь свой режиссерский талант, чтобы вызвать эмоции у зрителя.

Передать мысли и мировоззрение автора книги можно с помощью концептуального буктрейлера. В его основе – реклама необычной идеи произведения. Что хотел сказать автор, какие мысли хотел он донести читателю? При создании концептуальноговидеоанонса книги делай акцент на ее смысловом содержании

1. Игровыми. К примеру, короткий фильм о книге. Игровые буктрейлеры часто снимают на классические произведения и на основе существующего фильма, используя самые интересные кадры и музыку.

2. Неигровые. Это набор слайдов с книжными разворотами, цитатами, фотографиями, рисунками и иллюстрациями. Неигровой буктрейлер может создать даже начинающий. Главное – старание, правильные иллюстрации и хорошая музыка.

3. Анимационные. Создание мультфильма о книге.

Создание буктрейлеров стало настолько популярным среди молодежи, что превратилось в искусство. Во время книжных фестивалей вручаются награды за лучшие из них. В конкурсах по созданию буктрейлеров участвуют и взрослые, и дети. Самые известные премии в области создания буктрейлеров – MobyAwards (США) и BookVideo (Англия). 

Тезисы

1. Буктрейлер – это короткий видеоролик, вдохновляющий прочитать книгу.

2. Повествовательный буктрейлер знакомит читателя с основой сюжета.

3. Атмосферный – передает атмосферу книги.

4. Концептуальный – передает мысли и мировоззрение автора книги

5. По способу визуального представления текста буктрейлеры бывают:

а) игровые (короткий фильм о книге)

б) неигровые (набор слайдов с книжными разворотами, цитатами, фотографиями, рисунками и иллюстрациями)

в) анимационные (мультфильм о книге)

5. Конкурсы буктрейлеров

План вопросный

1. Что такое буктрейлер?

2. Какими бывают буктрейлеры по содержанию?

3. Какими бывают буктрейлеры по способу визуального представления текста?


План назывной

1. Определение понятия «буктрейлер»

2. Виды буктрейлеров по содержанию

а) повествовательные

б) атмосферные

в) концептуальные

3. Типы буктрейлеров по способу визуального представления текста

а) игровые

б) неигровые

в) анимационные

5. Конкурсы буктрейлеров

Задание для самостоятельного закрепления материала. Формирование тезисов

Прочитайте план-схему по составлению тезисов. Затем ознакомьтесь с текстом. Попробуйте составить на основе него тезисы. Сравните получившийся результат с правильным ответом.

План-схема по составлению тезисов:

1. Прочитайте текст и разделите его на логически законченные части, т.е. составьте план.

2. Найдите в тексте основные мысли и их аргументацию, которые дают ответ на вопросы плана.

3. Оформите тезисы.

Попробуйте передать содержание следующего текста в виде тезисов.

Гигиена. Нельзя сказать, что человек не заботится о своем теле. Пожалуй, за телом мы ухаживаем в первую очередь и с наибольшей охотой: бани, парикмахерские, морские купанья, спорт, физзарядка, солнечные и воздушные ванны, косметика, ежедневные умывания, во всяком случае. Нельзя сказать, что человек не заботится и о своем интеллекте: библиотеки, школы, университеты, вся научная и прочая информация…

Но тот факт, что средства массовой информации занимают теперь главное место в организации сознания современного рядового человека, и тот факт, что эти средства служат подчас нуждам рекламы, наживы или политики, наводит на мысль, что пора уже думать о гигиене нашего интеллекта.

Однако гигиена ближайшего будущего, если мы хотим остаться людьми, потребует ухода за чувствами. (В. А. Солоухин «Камешки на ладони»)

Правильный вариант

1) В. А. Солоухин в книге «Камешки на ладони» рассуждает о гигиене. Он признает тот факт, что человек с наибольшей охотой заботится о своем теле.

2) Говоря о влиянии средств массовой информации на современного человека, В. А. Солоухин высказывает мысль о том, что пора уже думать о гигиене интеллекта.

3) Автор предполагает, что гигиена ближайшего будущего «потребует ухода за чувствами».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6