Русский язык. 10 класс

Урок 17. Научный стиль

Конспект урока

Русский язык.

10 класс.

Урок № 17.

Тема: Научный стиль

Перечень рассматриваемых вопросов

Урок посвящён теме «Научный стиль». В ходе урока обучающиеся

  • углубят знания онаучном стиле речи, сфере его применения, ведущих стилевых чертах, языковых средствах и речевых жанрах;
  • расширят представление о разнообразии научных текстов: собственно научных, научно-популярных и научно-учебных;
  • научатся составлять планы, конспекты и тезисы научных текстов и создавать тексты, отвечающие требованиям стилистической чистоты и однородности речевой манеры, характерной для текстов научного стиля.

Тезаурус

Стиль речи – это функциональная разновидность литературного языка, которая определяется условиями речевого общения.

Стилистика – наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы.

Термин — слово или словосо­четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со­держание;

Профессионализмы – это такие слова и словосочетания, которые в данный момент не являются официально признанными обозначениями специальных понятий.

Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать.

Конспект – особый вид текста, который создается в процессе конспектирования первоисточника.

Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух текста.

Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение// Гринев-Гриневич С.В – М.: Academia 2008. – 304 с.

Волков А.А. Курс русской риторики.// Волков А.А. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

Электронные ресурсы:

Нестерова И.А. Профессиональная лексика [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru URL:http://odiplom.ru/lab/professionalnaya-leksika.html (дата обращения: 07.12.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Стилевые черты и языковые средства научного стиля. Научный стиль обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для:

1) описания фактов действительности;

2) объяснения их взаимодействия;

3) формулировки закономерностей и законов.

В научной речи преобладает рассуждение как функционально-смысловой тип речи. И это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.

Стилевые черты и языковые особенности научного стиля.

Стилевыми чертами научного стиля являются:

  • подчеркнутая логичность
  • доказательность
  • точность (однозначность)
  • отвлеченность (обобщенность)

Подчеркнутая логичность речи должна позволить автору доказать свою правоту и убедить адресата в этой правоте.

От автора текста требуется точность, которая должна исключить возможность непонимания текста.Наука, имея дело с конкретными примерами, извлекает из них общие закономерности, и поэтому, говоря о конкретном, одновременно говорит и о всеобщем. Этим объясняется обобщенность научного стиля.

Неэмоциональность научного стиля. Действительно, цель науки — воздействовать на адресата не с помощью эмоций, а используя логику и доказательства.

Стилевые черты проявляются в языковых средствах: лексических, морфологических, синтаксических и т.д.

Лексические средства научного стиля

  • Используются специальные слова-термины.Основное требование к термину — лексическая однозначность.
  • Используется много слов, которые имеют отвлеченное (абстрактное) значение.
  • В качестве основного средства связности в научном стиле используется повтор слова.

Морфологические средства научного стиля

  • В научном стиле используются глаголы несовершенного вида настоящего времени. Это особая форма настоящего времени. Его называют «настоящее вневременное», так как оно имеет значение «всегда», «постоянно».
  • Существительных в предложении значительно больше, чем глаголов (соотношение 4:1), при этом чаще используются существительные среднего рода.
  • Особую роль играет местоимение «мы». Его используют для обозначения автора.

Синтаксические средства научного стиля

  • Предложения научного стиля сложные, повествовательные, распространенные, достаточно большие по объему. Почти не используются восклицательные предложения.
  • Цитаты являются одним из способов доказательств.

Текстовые особенности научного стиля

В научной речи четко выдержана структура абзаца. Предложение строится по схеме: тезис – доказательство. Каждый абзац начинает новую микротему– это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать.

Тренировочные задания

Задание 1. Сортировка элементов по категориям

Заполните ячейки, используя слова для вставки, чтобы отобразить сферу применения разных функциональных стилей.

Сфера применения

Функциональный стиль

Общение людей в быту

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Агитационно-массовая деятельность

Научная деятельность

Словесно-художественное творчество

Слова для вставки: научный, разговорный, официально-деловой, художественный стиль (стиль художественной литературы), публицистический.

Разбор задания

Чтобы выполнить задние, нужно вспомнить, какие существуют функциональные стили речи и каковы их особенности.

Правильный вариант

Сфера применения

Функциональный стиль

Общение людей в быту

разговорный

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность

публицистический

Научная деятельность

научный

Словесно-художественное творчество

художественный стиль (стиль художественной литературы)

Задание 2. Сортировка элементов по категориям

Распределите лингвистические термины по группам в соответствии с разделами лингвистики.

Нарицательные существительные, междометие, грамматическая основа, обособленные члены, транскрипция, синонимы, орфоэпические нормы, суффикс, ударение, безличные предложения, приставочный способ, омонимы, вводные слова, притяжательные прилагательные, сонорные согласные звуки, сложносокращенные слова, разносклоняемые глаголы, фразеологизмы, сложноподчиненные предложения.

Разбор задания

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить, что на лексическом уровне научной речи присуще активное использование научной терминологии, то есть слов, называющих узкоспециальные понятия. Термины употребляются в соответствии с задачами речи, поэтому должны облегчать, а не затруднять понимание текста.

Правильный вариант

Фонетика: сонорные согласные звуки, транскрипция.

Орфоэпия: орфоэпические нормы, ударение.

Морфемика и словообразование: суффикс, приставочный способ, сложносокращенные слова.

Морфология: нарицательные существительные, междометие, притяжательные прилагательные, разносклоняемые глаголы,

Лексикология и фразеология:омонимы, синонимы, фразеологизмы.

Синтаксис: грамматическая основа, обособленные члены, безличные предложения, вводные слова, сложноподчиненные предложения.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6