Русский язык. 10 класс

Урок 17. Научный стиль

Функциональные стили речи

Заполните ячейки, используя слова для вставки, чтобы отобразить сферу применения разных функциональных стилей.

Посмотрите видеоролик «Стили речи».
Сфера применения Функциональный стиль
Общение людей в быту
Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой
Агитационно-массовая деятельность
Научная деятельность
Словесно-художественное творчество
научный
художественный стиль (стиль художественной литературы)
разговорный
публицистический
официально-деловой
Стили речи

Установите соответствие между предложениями и стилем речи, в котором это предложение функционирует.

Посмотрите видеоролик «Стили речи».
Термины

Сгруппируйте термины по предметному признаку (в зависимости от области научных знаний) и поместите термины под изображениями.


Химические термины Анионы – отрицательно заряженные ионы. Катионы – положительно заряженные ионы. Нуклоны – элементарные частицы (протоны и нейтроны), входящие в состав ядра атома. Валентность – число электронных пар, с помощью которых атом данного элемента связан с другими атомами. Гидратация – связывание молекул (атомов, ионов вещества) с водой, не сопровождающееся разрушением молекул воды. Дистилляция – то же, что перегонка. Изотопы – атомные разновидности одного и того же элемента. Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, один из которых кислород. Литературоведческие термины Аллитерация – повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Анапест – трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге. Гротеск – изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. Дифирамб – произведение восхваляющего характера. Модернизм – направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. Перифраз – замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков. Троп – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. Эвфемизм – замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими. Эпилог – заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. Математические термины Медиана – это отрезок, соединяющий любую вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Гипотенуза – сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла. Додекаэдр – один из пяти правильных многогранников. Квинтиллион – число, изображаемое единицей с 18 нулями. Коллинеарность – расположенность на одной линии (прямой). Косеканс – одна из тригонометрических функций. Мантисса – это дробная часть десятичного логарифма. Эллипс – это овальная кривая. Эпициклоида – это плоская кривая, описываемая точкой окружности.
анионы, катионы, нуклоны, валентность, гидратация, дистилляция, изотопы, оксиды
эллипс, мантисса, косеканс, коллинеарность, квинтиллион, додекаэдр, гипотенуза, медиана.
анапест, аллитерация, гротеск, эпилог, дифирамб, перифраз, троп,эвфемизм,модернизм.
Разделы лингвистики

Распределите лингвистические термины по группам в соответствии с разделами лингвистики.

На лексическом уровне научной речи присуще активное использование научной терминологии, то есть слов, называющих узкоспециальные понятия. Термины употребляются в соответствии с задачами речи, поэтому должны облегчать, а не затруднять понимание текста.

Синтаксис:

Морфология:

Лексикология и фразеология:

Морфемика и словообразование:

грамматическая основа
обособленные членые
безличные предложения
вводные слова
сложноподчиненные предложения
нарицательные существительные
междометие
притяжательные прилагательные
разносклоняемые глаголы
омонимы
синонимы
фразеологизмы
суффикс
приставочный способ
сложносокращенные слова
Термины

Определите, в каких предложениях выделенные слова являются терминами. Аргументируйте свой ответ.

Чтобы определить терминологическое значение многозначного слова, учитывайте контекст (ближайшее словесное окружение) и сферу применения предложения. Помните: для научных текстов не характерно употребление слов в переносных значениях.

Луч солнца золотого тьмы скрыла пелена.

Лазерный луч может проделать длинный путь в пространстве, при этом почти не рассеиваясь и не ослабевая.

Научный стиль

Преобразуйте выделенные курсивом части предложений таким образом, чтобы они соответствовали стилю научной речи.

Яркая отличительная черта научного стиля – преобладание имен существительных. В научном тексте в среднем имен существительных употребляется почти в 4 раза больше, чем глаголов, так как главное в научном тексте – обозначить, описать явление.

1. Листья ковыля приспособлены к тому, что влага испаряется очень мало .

2. После того как растения собраны, руки необходимо тщательно вымыть.

3. Сушить растения следует тотчас, после того как растения собраны.

Научный стиль

Научный стиль

Сравните неотредактированный текст №1 с отредактированным текстом №2 и выделите цветом в тексте №1 слова и словосочетания, не соответствующие требованиям, предъявляемым к языку научных текстов.

Яркая отличительная черта научного стиля – преобладание имен существительных. В научном тексте в среднем имен существительных употребляется почти в 4 раза больше, чем глаголов, так как главное в научном тексте – обозначить, описать явление.

Текст №1

Живая клетка – это удивительно сложный механизм. Она не может нормально жить и функционировать, если повредить отдельные ее участки. Даже совсем слабое радиоактивное излучение способно серьезно навредить клетке, из-за него клетка может заболеть, получить лучевую болезнь. Если же радиоактивное излучение чуть сильнее, живой организм может погибнуть. Излучение опасно также тем, что даже в смертельных дозах оно не вызывает боли и человек или животное могут его совершенно не чувствовать.

Текст №2

Живая клетка – это удивительно сложный механизм. Нормальная жизнедеятельность и функционирование клетки невозможно при повреждении отдельных ее участков. Даже совсем слабое радиоактивное излучение приводит к значительным повреждениям в клетке и вызывает такое серьезное заболевание, как лучевая болезнь. От радиоактивного излучения большой интенсивности живой организм может погибнуть. Опасность радиоактивного воздействия также в том, что даже в смертельных дозах оно не вызывает болевых ощущений, и человек или животное могут его совершенно не чувствовать.

Зеленый
Глагольно-именные конструкции

Замените глагольное сказуемое глагольно-именной конструкцией, состоящей из однокоренного с глаголом существительного и другого глагола, имеющего ослабленное значение.

Для научной речи характерно значительное преобладание существительных над глаголами.

Исследовать – ;

колебаться – ;

решать – ;

Испытывать – ;

вычислить – ;

заспорить – ;

приготовиться – ;

взвесить – ;

озаглавить – ;

посоветовать – ;

нарисовать – ;

участвовать – ;

перевязать – ;

доказывать – ;

назвать – .

«Расщеплённые сказуемые»

Найдите «расщеплённые сказуемые», замените их синонимичными глаголами.

1) Вчера я нес дежурство в школьной столовой.

2) Учитель провел опрос всех учеников.

3) Дважды в день производят осмотр больных.

4) Мы ежедневно производим уборку класса.

5) В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.

Для научной речи характерно значительное преобладание существительных над глаголами.

Научный стиль

Разместите предложенные варианты ответов на место пропусков в тексте.

Научные тексты различаются по характеру излагаемой информации и по тому, какой аудитории они адресованы. В связи с этим научный стиль выступает в каком-либо из своих вариантов – подстилей. Для собственно научного общения приемлемым является научный подстиль. Сфера образования обслуживается научно-учебным подстилем.

Научные тексты бывают трех видов. У каждого из них свой адресат, и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста . Он используется специалистами для специалистов.  текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д. Наконец,  текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются. Популяризация научных достижений осуществляется средствами подстиля, которые во многом близки средствам, используемым в публицистическом стиле.

собственно-научный
научно-учебный
научно-популярный
научно-популярного
Владимир Яковлевич Пропп, «Морфология волшебной сказки»

Исследуйте структурные особенности научного текста из книги Владимира Яковлевича Проппа «Морфология волшебной сказки» и составьте конспект в виде двух тезисов.

Обратитесь к плану-схеме составления тезисов, расположенному в практической работе.
Научно-популярный стиль

Заполните таблицу примерами из текста научно-популярного стиля. 

Многие люди нередко говорят о том, что некоторые книги напоминают кино. Сегодня появляются жанры, где главное – это действие, резкие смены планов и доминирование диалогов над описаниями. Чтобы рассказать о таких произведениях, требуется нечто большее, чем обычные аннотации. Так появились буктрейлеры, смотреть которые так же интересно, как и тизеры к блокбастерам. Однако их создают не только для книг, где преобладают экшн-сцены. Постепенно они добираются до самых различных жанров: классики, драмы и даже любовных романов.

Буктрейлеры по книгам – сравнительно новое явление на литературном рынке. В эпоху, когда преобладает клиповое мышление, именно такой способ подачи информации является наиболее эффективным. Вслед за киноиндустрией стали появляться и буктрейлеры по книгам, после просмотра которых читатель сможет принять решение, стоит ли ему прочитать определенное произведение. Данные тизеры, как правило, представляют собой выдержки из книги, снабженные качественным видеорядом, взятым из различных экранизаций, или иллюстрациями. Буктрейлеры становятся отличной визуализацией того или иного литературного произведения. Данный текст принадлежит к научному стилю, поскольку его основная функция – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). Доминанта научного стиля – понятийная точность, подчёркнутая логичность речи. Слово в тексте называет не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие.

Стиль текста
Сфера применения
Стилевые черты
Лексические средства научного стиля
Морфологические средства научного стиля
Синтаксические средства научного стиля
повествовательные, сложноподчиненные предложения: В эпоху, когда преобладает клиповое мышление, именно такой способ подачи информации является наиболее эффективным. предложение, построенное по типу «даваемого определения», т.е. подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже:Буктрейлеры по книгам – сравнительно новое явление на литературном рынке.
научно-популярный
слова-термины: тизеры к блокбастерам, экшн-сцены, клиповое мышление, визуализацией; слова, имеющие отвлеченное (абстрактное) значение: смены планов,доминирование, на литературном рынке, информации;наиболее эффективным, киноиндустрией, видеорядом экранизаций; повтор слов: буктрейлер, тизеры
передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций)
подчеркнутая логичность, понятийная точность, обобщенность
глаголы несовершенного вида настоящего времени: говорят, появляются, требуется, создают, добираются, преобладает и т.д. отглагольные существительные: действие, явление, решение, произведение, выдержки, экранизаций, иллюстрациями.
Лингвистические термины

Ответьте на вопросы. 

Поговорки

Соотнесите оригинал поговорки или пословицы с его псевдонаучным вариантом, в котором все слова заменены на научные (или же почти научные) определения этих слов.

Следует помнить, что иногда попытка заменить общеупотребительное слово термином не облегчает, а затрудняет понимание высказывания.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6