Экономика. 10 класс

Урок 2. Факторы производства. Проблема ограниченности

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №2 «Факторы производства. Проблема ограниченности».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие составляющие необходимы для организации процесса производства?
  • Чем ресурсы отличаются от факторов производства?
  • Какие доходы приносят факторы производства своим владельцам?
  • В чём заключается основная проблема экономики?

Глоссарий по теме: земля, труд, капитал, заработная плата, рента, процент, предпринимательские способности и технический прогресс, ограниченность ресурсов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Производство товаров и услуг – это основная и неотъемлемая часть экономической деятельности человечества. Постоянное развитие производства – гарантия того, что общество будет обеспечено необходимыми экономическими благами. Запросы людей в товарах и услугах постоянно растут, следовательно, производство должно неуклонно развиваться. Постоянно действующая закономерность развития производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности, называется техническим прогрессом.

Общая черта любого производства: для изготовления блага необходимы ресурсы.

Ресурсы – средства, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг (трудовые, капитальные, природные, финансовые, информационные). Для более точного и конкретного определения нужд производственного процесса в экономической теории используется понятие «факторы производства». В отличие от ресурсов, оно подразумевает непосредственное вовлечение необходимого ресурса в данное производство.

Выделяют следующие факторы производства:

Земля – природные ресурсы: почва, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы, всё то, что берётся в готовом виде от природы и используется в процессе производства.

Труд – умственные и физические способности людей, применяемые в производстве.

Капитал – произведённые ранее в процессе производства станки, оборудование, сооружения, инструмент, машины. Не является фактором производства финансовый капитал. Деньги всегда выступают лишь как посредники и, следовательно, не принимают непосредственного участия в процессе производства.

Предпринимательские способностиспособность человека проявлять талант, инициативу, собрать воедино все необходимые для производства факторы и включить их в производственный процесс, взять на себя весь риск.

Для любого производственного процесса необходимо наличие всех четырёх факторов производства, отсутствие хотя бы одного приведёт к остановке производства. Каждый фактор производства приносит своему владельцу факторный доход. В своём произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит писал: «Всякий человек, который получает свой доход из источника, принадлежащего лично ему, должен получать его либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли». Фактор производства «земля» приносит своему владельцу доход, который называется «рента». Владелец труда получает «заработную плату», «процент» – это факторный доход капитала. Доход, к которому стремится любой предприниматель, называется «прибыль».

Несмотря на научно-технический прогресс, имеющихся в распоряжении общества экономических ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить все экономические потребности. Эту проблему экономисты называют проблемой ограниченности ресурсов. Все перечисленные факторы производства относительно ограничены. Ограниченность фактора «земля» определяется географическим положением страны, наличием природных ископаемых, их способностью к возобновлению. Ограничены физические и умственные способности работников, привлечённых к конкретному производству. Ограниченность капитала обусловлена количеством оборудования, машин, сооружений, которые были произведены ранее в процессе производства. По оценкам экспертов, предпринимательскими способностями обладает лишь около 10% трудоспособного населения.

С развитием науки и техники растёт количество доступных ресурсов, но потребности человечества растут быстрее, чем возможности для их реализации, поэтому факторов производства всегда будет не хватать, чтобы полностью удовлетворить все потребности.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе __________. Труд как фактор производства представляет собой совокупность физических и умственных_________ людей, пригодных для создания экономических благ. Доход от этого фактора производства называется __________. Все виды природных ресурсов определяют сущность такого фактора производства, как ________.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список слов:

  • Земля
  • Потребности
  • Капитал
  • Производство
  • Труд
  • Способности
  • Зарплата
  • Рента

Решение.

Вставим термины в текст.

Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе производства. Труд как фактор производства представляет собой совокупность физических и умственных способностей людей, пригодных для создания экономических благ. Доход от этого фактора производства называется зарплата. Все виды природных ресурсов определяют сущность такого фактора производства, как земля.

  1. В полях для ввода ответов напишите номера ячеек таблицы, в которых содержатся верные утверждения. При правильном ответе программа дорисует картинку, последовательно соединив линиями точки, номера которых соответствуют вписанным ответам.

Таблица 1 – Постановка задачи

1.Безработный токарь не является трудовым ресурсом

2.Проблема ограниченности – это проблема слаборазвитых стран

3.Доход предпринимателя – прибыль

4.Тот, у кого есть волшебная палочка, не нуждается в изучении экономики

5.Энергия ветра относится к фактору производства «земля»

6.Проблему ограниченности можно решить в будущем, когда увеличится производство товаров и услуг

7.Экскаватор, лопата, кирпич, щебень относятся к капитальным ресурсам

8.Собака, охраняющая склад, является трудовым ресурсом

9. Программист, который лежит на диване и составляет алгоритм, является трудовым ресурсом

Поля для ввода ответов:

Рисунок 1 – Исходное изображение практического задания

Решение.

9

3.

4.

5.

7.

Номера ячеек с верными утверждениями:

Рисунок 2 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 13–16.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6