Окружающий мир. 1 класс

Урок 32. Почему мы всё чаще слышим слово «экология»?

Конспект урока

Окружающий мир, 1 класса

Урок № 32. Почему мы всё чаще слышим слово "экология"?

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Что изучает наука "экология"?

Кто такой "эколог"?

Почему мы всё чаще слышим слово "экология"?

Глоссарий по теме:

Экология – это наука, которая изучает взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экологи – это люди, которые защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 74-75.

2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. – С.52-53.

3. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». А.А. Плешаков, А.А. Румянцев -М: Просвещение,2012. с. 3-4

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Природа – живые существа, земля, вода, солнце, звёзды, воздух. Весь окружающий нас мир – это природа, а человек лишь маленькая частица природы. Но природа – это не только набор одушевленных и неодушевленных предметов и явлений. Природа – наше общее жилище, наш зеленый дом, в котором все зависимы друг от друга и важен каждый: от огромного солнца до маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, красивые бабочки и кусачие комары и даже ядовитые грибы важны для нее. Дождь, снег, чистый воздух... всё нужно.

Наш общий дом состоит из лесов, лугов, рек, озер и так далее. Мы живем в соседстве с животными и растениями – это наши соседи на планете Земля. А с соседями надо жить в мире и согласии. Всё, что движется и растет, нуждается в нашем бережном отношении.

Совсем отказаться от употребления богатств природы и не наносить ей никакого вреда, к сожалению, человек не может. Что делать? Как быть людям с окружающим миром? Как бережно использовать богатства природные, не причинять вреда? Изучением всех этих вопросов занимается наука экология.

Экология – это наука, изучающая связь живых существ с воздухом, водой, землёй, и зависимость от природы живых организмов, в том числе и человека. Экология – наука о нашем природном доме.

Многие века человечество не задумывалось о последствиях своего поведения с природой и использовало всё, что хотело.

Вырубка леса...

Загрязнение водоёмов...

Истребление животных...

Всё это привело к тому, что природе сейчас нелегко: немало разнообразных видов животных и растений исчезло бесследно, а другие находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки. Вокруг мусор. В городах стало трудно дышать. В лесу сократилось число птиц и зверей.

Именно из-за того, что наш природный дом оказался в опасности, мы всё чаще стали слышать слово «экология». Экологи изучают и защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не наносить вред природе и самим себе.

Природа нуждается в защите от недобросовестного вмешательства людей. Человечество, без оглядки на последствия, рубит леса, осушает болота, загрязняет воздух, почву, реки, истощает природные богатства. А сколько животных и птиц, деревьев, трав погибает во время пожаров, которые бывают в лесах по вине человека. Сколько птиц и животных гибнет от рук человека во время охоты, только ради забавы. Сколько рыб уничтожают браконьеры. В реках и озёрах загрязняют воду, и от этого погибает рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. Вредные промышленные отходы заводов и фабрик попадают в атмосферу, и загрязняют наш воздух...

Природа может исчерпать свои богатства. Природе нужна наша помощь и поддержка. И для этого нам достаточно запомнить простые правила поведения на природе:

- Не ловить и не приносить домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

- Беречь лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

- Не убивать никаких змей – они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).

- Не ловить бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.

- Не ломать веток на деревьях.

- Не оставлять за собой мусор на природе.

- Не шуметь на природе. Шум вреден для животных, потревоженные звери и птицы чаще всего стараются убежать или улететь, а птенцы и зверята, не поспевают за взрослыми, нередко теряются и погибают.

Еще многие века Земля будет кормить человека, если человек будет бережно к ней относиться и сохранять окружающий его мир. Природа и человек зависимы друг от друга. Человеку необходим воздух, вода, животные и растения. Природа щедро дарит всё человеку, а в благодарность за это ждёт бережное отношение к ней. Каждый человек, будь это взрослый или ребенок, несет ответственность за наш общий дом, за нашу общую планету - Земля.

Примеры и разбор решения заданий

1. Рассмотрите картинки. Распределите их по группам., перенесите их в соответствующие столбцы.

Отрицательное воздействие на природу

Положительное воздействие на природу

12 3

456

Правильный вариант ответа:

Отрицательное воздействие на природу

Положительное воздействие на природу

Картинка 1

Картинка 3

Картинка 6

Картинка 2

Картинка 4

Картинка 5

2. Текст задания: Заполните пропуск в тексте, выбрав правильный вариант ответа из выпадающего меню.

Название науки. которая учит нас бережно относится к природе ________.

Виновниками экологической катастрофы являются ____.

Варианты ответа: экономика, экология, астрология, птицы, звери, люди.

Правильный вариант ответа: 1-экология; 2-люди

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6