Русский язык. 10 класс

Урок 18. Культура научного общения

Культура научного общения
Значение слов. Заимствования
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Важнейшим требованием культуры научного спора является чёткость, недвусмысленные формулировки его темы, правильное определение предмета, положений или суждений, которые подлежат обсуждению с помощью обмена различными мнениями. Участники должны постоянно концентрировать внимание на главных положениях дискуссии или диспута. Для этого они должны глубоко понимать то, о чем дискутируют, знать предмет спора, быть эрудированными и компетентными. При отсутствии уверенности в своих знаниях относительно предмета спора лучше не участвовать в нем.

Необходимым условием научного общения является логическое и последовательное изложение мыслей, соблюдение главных законов логики. Особенно важной составляющей культуры научного мышления является доведение истинности суждений, положений. Структура доказательства, как правило, состоит из таких взаимосвязанных элементов, как тезис, аргументы и вывод.

Итак, настоящая культура научного общения сочетает умение правильно, логически мыслить, избегать некорректных приемов, тактичное вербальное поведение, интеллектуальную честность, благородство, смелость, критичность и самокритичность, внимание к другой точке зрения, способность принять её, если она окажется истинной.

«Фигуры и формы»

В болгарском мультфильме «Фигуры и формы» передаётся мысль о том, как по-разному люди смотрят на мир и отстаивают свою позицию. В Интернете, в одном из комментариев к мультфильму, написано: «Это, наверное, самая грамотная и мудрая анимация, которая очень многое объясняет, но, к сожалению, не даёт никаких решений».

На сегодняшнем уроке мы пробуем найти решение некоторых проблем, связанных с культурой научного общения, и ответим на вопрос, каким должно быть речевое поведение в учебно-научной сфере.

Процесс общения людей (в том числе и в сфере науки) связан с обменом информацией, выработкой взаимодействия, восприятием и пониманием друг друга. Герои мультфильма не произносят речей, их общение, за исключением прозвучавших слов «квадрат», «круг», «окружность», «цилиндр», можно назвать невербальным. Один из спорщиков проявляет слишком много эмоций: он злится, кричит, бегает, наконец, прыгает на ногу своему оппоненту. Тот в свою очередь много жестикулирует: округляет глаза, машет руками, скачет на одной ноге вокруг предмета, из-за которого разгорелся спор. Оба героя стучат кулаками и бьют ногами по кругу-квадрату, оказавшемуся на самом деле цилиндром.

Речевую ситуацию, в которой оказались герои мультфильма, можно охарактеризовать как диалог-спор. Термин спор употребляется при обозначении конфликтного диалога, когда главная цель собеседников – утвердить свою точку зрения на спорный вопрос, а не доказать истину.

Есть и другие формы диалога-спора. 

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6