Русский язык. 4 класс

Урок 19. Знаки препинания и интонация

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 19. Знаки препинания и интонация

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

На уроке Вы узнаете об интонации при знаках препинания;

Научитесь правильно выделять знаки препинания в речи;

Сможете правильно употреблять знаки препинания на письме

Тезаурус

Зна́ки препина́ния — графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.

Литература

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018.– 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс:учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Теоретический материал

Интонация при знаках препинания

Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности

Точка требует после себя длительную паузу. Голос на точке опускается вниз к своему исходному тону.

Мы идём в парк. Там мы будем кататься на качелях.

Запятая говорит о соединительной паузе, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

Взошло солнце, запели птицы, начали раскрываться цветы.

Голос перед точкой с запятой несколько понижается, но не так сильно, как при точке. В звучащей речи точка с запятой означает соединительную паузу. Эта пауза короче, чем перед точкой.

Вырванная из школы болезнью матери; ждала сначала возвращения в класс.

На двоеточии всегда должна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части, перед двоеточием, идет повышение тона.

Мы собрали свои вещи: книги, тетради и пенал.

Многоточие требует длительной паузы.

Настала ночь...

Тире требует значительной паузы, повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове, ярких и выразительных интонаций. В словах стоящих до тире голос повышается, а в словах стоящих после тире – понижается.

Зима - это самое холодное время года.

Скобки всегда окружаются паузами. Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает безударность. Однако внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса, однако, значительно меньше, чем перед скобками

Ирина (дочь Николая) выглянула из окна.

Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть и выделить с помощью пауз. Обычно цитата произносится с изменением высоты голоса сравнительно с основным текстом, т.е. выше или ниже основного текста, и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

Мама сказала: "Сегодня чудесный день для похода в зоопарк".

Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения (реже – понижения) голоса. Голос не повисает, а несёт интонацию конкретности и законченности.

Какая красота!

Интонация вопросительного знака передаётся с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

Кто учится в этой школе?

Резюме теоретической части

Каждый знак препинания требует своей интонации. Говорящий должен для правильного понимания его другими людьми, правильно использовать интонацию при знаках препинания.

Примеры заданий

1. В каком предложении знаки препинания стоят верно?

1) Маша сказала Диме: «Давай математику сделаем вместе».

2) Маша сказала Диме что математику они будут делать вместе.

3) Маша сказала Диме про математику и ушла домой.

Правильный ответ

1) Маша сказала Диме: «Давай математику сделаем вместе».

2. Выберите правильный вариант утверждения.

Если мы хотим кого-то о чем-то спросить, то в конце предложения мы поставим (восклицательный знак / вопросительный знак / многоточие).

Если нам надо просто закончить свою мысль и перейти к следующей, в конце предложения мы поставим (многоточие, восклицательный знак, точку).

Если наша мысль не закончена, и её продолжение следует, мы делаем короткую паузу и в середине предложения мы поставим (запятую, тире, двоеточие).

Правильный ответ

Если мы хотим кого-то о чем-то спросить, то в конце предложения мы поставим ( вопросительный знак ).

Если нам надо просто закончить свою мысль и перейти к следующей, в конце предложения мы поставим (точку).

Если наша мысль не закончена, и ее продолжение следует, мы делаем короткую паузу и в середине предложения мы поставим (запятую).

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6