Русский язык. 11 класс

Урок 12. Разговорная речь

Конспект урока

Русский язык

11 класс

Урок № 12

Тема:Разговорная речь.

Перечень рассматриваемых вопросов

В ходе урока «Разговорная речь» обучающиеся научатся опознавать разговорную речь, характеризовать её с точки зрения специфики использования языковых средств и сопоставлять разговорную речь и тексты других функциональных стилей.

Разговорная речь – это особая стилистически однородная функциональная система, противопоставляемая книжной речи как некодифицированная и кодифицированная формы литературного языка. Используется в различных видах отношений людей при условии непринужденности общения, он обслуживает сферу бытовых отношений.

Глоссарий

Диалог - беседа между двумя (или более) лицами, в которой участники меняются ролями автора и адресата (в отличие от монолога, где каждый исполняет только одну роль.

Полилог - разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении.

Неформальная коммуникация – это личная коммуника­ция. Здесь нет четких каналов или моделей. Она очень сложна по своей структуре и обычно содержит не меньше информации, чем формальные виды организационной коммуникации.

Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Выделяют пять функциональных стилей литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Документальная публицистика – это род литературы и журналистики, отражающий актуальные проблемы дня и влияющий на формирование общественного мнения.

Информативные тексты – тексты, содержащие различные данные, которые передаются целевой аудитории с помощью средств массовой информации.

Разговорно-литературная речь – это речь, основанная на употреблении литературного языка в обиходно-бытовой сфере общения.

Разговорно-просторечная форма - разновидность устной речи, обслуживающая повседневное общение и выполняющая функцию общения широких слоев населения, отличается от разговорно-литературной формы элементами сниженности.

Стилистически нейтральные слова - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям яз.

Авторский неологизм – это слово или значение слова, созданное писателем, поэтом, публицистом для обозначения новых или выдуманных явлений действительности, новых или выдуманных предметов или понятий.

Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности.

Фразеологизм - это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов.

Эллиптичность в речи - пропуск звуков, частей слова, слов, частей предложения, которые можно легко восстановить в тексте.

Обязательная литература:

Власенков А.И., Русский язык. 10-11классы. Базовый уровень Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень//. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. М.: 2009. - 287 с.

Дополнительная литература:

Тарасова Т. А., Искусство речи: учебно-практическое пособие// Тарасова Т. А. - Директ-Медиа: 2014.- 453с.

Черняк В.Д., Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров, под общей редакцией В.Д. Черняк – М: издательство Юрайт; ИД Юрайт,2012. – 494 с.

Материал для самостоятельного изучения

Разговорная речь имеет свои специфические черты и языковые особенности. Разговорной речи характерны неофициальность, непосредственность, непринужденность, эмоциональность и экспрессивность, личная оценочность содержания, использование жестов и мимики.

Орфоэпические языковые особенности разговорной речи: менее отчётливое произношение; утрата звуков и слогов; деформация слов, связанные с убыстренным темпом речи, например: естественно есте[снъ]; сейчас [счас, щас]; тысяча [тыща]; значит, вообще в значении вводных слов [значт, начт, нащ; вобще, воще]; говорю, говорит [грю, грит]; сегодня [сёдня, сёня, сёнь].

Лексические языковые особенности разговорной речи: использование слов с экспрессивно-оценочной окраской и фразеологизмов, имеющих экспрессивно-оценочные оттенки, просторечных слов, например: загвоздка, насобачиться, грязнуля, лезть из кожи вон, баба с возу, извиваться ужом, всё в ажуре.

Морфологические языковые особенности разговорной речи : разговорные формы падежей существительных; усечённые звательные формы существительных; усечённые глагольные формы со значением неожиданного действия; разговорные формы инфинитива, например: в отпуску, в дому, договора. сектора(мн.ч.), много витамин, Кать! Мам!, прыг, хвать, видать, слыхать.

Синтаксические языковые особенности разговорной речи: используются преимущественно простые формы диалога, полилог; преобладают простые предложения; из сложных чаще используются сложносочиненные, бессоюзные; слова-предложения; сказуемые, выраженные инфинитивом; неполные предложения, вставные и присоединительные конструкции, например: Не хочешь – не делай; И давай она бежать; ДА-НЕТ; Вот эту красную покажите, пожалуйста// (пропущено сумку).

В разговорной речи тип речи возможен любой в зависимости от речевой ситуации и коммуникативных намерений говорящих.

Таким образом, мы увидели, что основная сфера употребления разговорной речи – непринужденные беседы. При этом надо различать устную форму литературного языка и разговорный стиль с его особой речевой системностью. Основная функция разговорной речи – коммуникативная (функция общения). Задачи разговорной речи заключаются в том, чтобы войти в контакт с собеседником, в наиболее адекватной форме передать свое мнение, отношение к предмету речи, информацию о действительности.

Разговорная речь отличается непринужденностью, чувственной конкретностью, эмоционально-оценочной информативностью. Ей присущи такие стилевые черты, как:

1) эллиптичность (пропуск звуков, частей слова, слов, частей предложения, которые можно легко восстановить в тексте);

2) прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения.

В разговорной речи применяется набор языковых средств, в целом тяготеющий к нелитературной стихии.

Говоря о разговорном стиле речи, мы можем констатировать, что общим для разговорного стиля и разговорной речи является преобладание устной формы. И потом, разговорная речь сама по себе является частью разговорного стиля. Речь, как и стиль, отличается эмоциональностью и экспрессивностью. И там, и там наблюдается присутствие сниженной лексики. В разговорном стиле, так же, как и в речи, нет четко обозначенной нормы.

Главное же различие в том, что речь, по одному из своих определений, процесс говорения и передачи информации, стиль же – набор определенных признаков устного или письменного текста. Стиль объединяет в себе речь как процесс и речь как конечный результат, т. е. текст.

Стиль, в отличие от разговорной речи, понятие более устойчивое, ведь речь, как и язык, структура подвижная и постоянно меняющаяся. Хотя, в общем и целом, между разговорным стилем и разговорной речью объективно больше сходств, чем различий.

Тренировочные задания

Задание 1. Распределите союзы из указанных выше предложений в таблицу, указав, какие из союзов употребляются во всех стилях речи, какие только в книжных, а какие в разговорной речи?

Пояснение учителя. Рассматривая союзы в стилистическом аспекте, надо отметить, что большинство союзов является стилистически нейтральными и употребляются во всех стилях речи (когда, пока, едва, что , чтобы и др.) Все составные союзы ( например, в то время как, прежде чем, перед тем как и др.)имеют оттенок книжности. К союзам с оттенком разговорности относят союзы покуда, чуть, раз, коль и др. Союзы покамест, как скоро, прежде нежели являются устаревшими.

1)Много надо глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл создания. (В. Белинский). 2)Любовь к труду необходима для того, чтобы построить на земле новую. Свободную, счастливую жизнь.(М.Горький) 3)Лишь только я с крутых высот спкстился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.(М.Лермонтов) 4)Нет, покамест священник ещё молод и жизнь ему неизвестна, он не должен даже и встречаться с людьми иначе, как на исповеди и проповеди.(Н.Гоголь)5) Кабы он не был так горяч, я, может быть, ещё поступил бы к нему на службу.6) Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин). 7)Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался. (А. Куприн) 9)На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером (Ф. Сологуб)

Ответ:

Разговорные

Нейтральные

Книжные

Лишь только

чтобы

дабы

кабы

если

покамест

коли

хотя

благодаря тому что

Задание 2.

Какие словообразовательные элементы характеризуют слова, относящиеся к разговорной лексике? Выделите способ словообразования цветом: (13 выделение цветом)

Зенитка, промокашка, копирка, ломака, неженка, головотяп, лизоблюд, работяга, рвач, шлепанцы, носатый, лобастый, жуликоватый, модничать, нежничать, умничать, покрикивать, насидеться, хап, хвать, хлесть, хлобыстать, пустозвон.

Пояснение учителя. Словообразовательные особенности разговорной речи связаны, прежде всего, с ее экспрессивностью и оценочностью. Активны здесь суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (мамочка, лапушка, солнышко, дитятко; кривляка; пошлятина; домище; холодина и т.д.), а также суффиксы с функциональной окраской разговорности, например у существительных: суффиксы -к- (раздевалка, ночевка, свечка, печка); -ик (ножик, дождик); -ун (говорун); -яга (работяга); -ятина (дохлятина, тухлятина); -ша (в названиях профессий: докторша, кондукторша, билетерша и т.д.). Кроме того, употребительны здесь бессуффиксальные образования (хворь, пляс) и словосложения (лежебока,). Суффиксальный способ словообразования прилагательных оценочного значения: глазастый, очкастый, зубастый; кусачий, драчливый; худющий, здоровенный и др., а также глаголов — префиксально-суффиксальные: пошаливать, приговаривать, натравливать; суффиксальные: дерануть, спекульнуть; здороветь; префиксальные: исхудать, прикупить и др.

Ответ:1) Зенитка, промокашка, копирка, умничать, нежничать, модничать, ломака, неженка, работяга, рвач носатый, лобастый, жуликоватый, хлобыстать – суффиксальный ,

2)хап, хвать, хлесть – бессуффиксальный.

3)Покрикивать, насидеться – приставочно-суффиксальный.

4)Головотяп, лизоблюд, пустозвон – сложение

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6