Математика. 2 класс

Урок 59. Решение задач, в том числе задачи с величинами: цена, количество, стоимость

Конспект урока

Математика. 2 класс

Урок № 59. Решение задач, в том числе задачи с величинами: цена, количество, стоимость

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что такое цена товара, количество, стоимость товара?
  2. Как изменяется стоимость товара при увеличении (уменьшении) количества товара?
  3. Как кратко записать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»?
  4. Как связаны между собой величины «цена», «количество», «стоимость»?

Глоссарий по теме:

Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.

Деление – действие обратное умножению.

Множитель – числа, которые соединены знаком умножения (звездочкой *, крестиком × или точкой •); компонент действия умножения.

Произведение – результат умножения двух и более чисел.

Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет.

Количество – это число, которое показывает, сколько предметов купили.

Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые купили.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.73
  2. М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 23

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте поиграем в магазин. Перед вами образцы товаров, которые продаются в нашем магазине.

Обозначим цену товаров. Цена показывает, сколько стоит один предмет. Посмотрите на цены товаров. Кисточка стоит 9 рублей, альбом для рисования – 10 рублей, ручка – 8 рублей, тетрадь – 3 рубля, блокнот – 12 рублей.

Вы хотите купить четыре альбома. Какова стоимость покупки?

Что мы знаем? Цена альбома – 10 рублей, количество альбомов – 4 штуки.

Как найти стоимость покупки? Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество товара. Надо взять число 10 слагаемым 4 раза.

10 • 4 = 40 (р.)

Ответ: 40 рублей стоимость покупки.

Если купить 5 альбомов по цене 10 рублей, то заплатим

10 • 5 = 50 (р.)

Стоимость товара увеличивается на 10 рублей. При увеличении количества товара стоимость увеличивается.

Если купить 3 альбома по цене 10 рублей, то заплатим

10 • 3 = 30 (р.)

Стоимость товара уменьшается на 10 рублей. При уменьшении количества товара стоимость уменьшается.

Кратко такие задачи можно записывать в таблицу со столбцами «цена», «количество», «стоимость».

Цена

Количество

Стоимость

Как связаны величины цена количество, стоимость?

Составим обратную задачу.

За 4 альбома заплатили 40 рублей. Какова цена альбома?

Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

40 : 4 = 10 (р.)

Ответ: 10 рублей цена альбома.

Вот еще одна обратная задача. За несколько альбомов по цене 10 рублей заплатили 40 рублей. Сколько альбомов купили?

Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

40 : 10 = 4 (ал.)

Ответ: 4 альбома купили.

Запомните. Все эти три величины (цена, количество, стоимость) связаны между собой. Если у нас имеются любые две из них, то мы можем найти и третью неизвестную величину.

Ц • К = С

С : К = Ц

С : Ц = К

Решим задачу. За одну лампочку заплатили 3 рубля. Сколько рублей заплатят за 6 таких лампочек?

В задаче известна цена лампочки – 3 рубля, количество лампочек – 6 штук. Надо найти стоимость лампочек. Надо взять число 3 слагаемым 6 раз.

3 • 6 = 18 (р.)

Ответ: 18 рублей стоимость 6 лампочек.

Решим задачу.

За несколько ручек заплатили 60 рублей. Сколько купили ручек, если цена ручки 6 рублей?

В задаче надо найти количество ручек. Надо стоимость (60 рублей) разделить на цену ручки (6 рублей).

60 : 6 = 10 (шт.)

Ответ: 10 ручек купили.

Решим задачу.

За 2 пирожка заплатили 18 рублей. Какова цена пирожка?

Неизвестна цена пирожка. Разделим стоимость пирожков 18 рублей на количество 2 пирожка.

18 : 2 = 9 (р.)

Ответ: 2 рубля цена пирожка.

Вывод:

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет (один килограмм продукта, одна коробка чая и т.д.).

Количество – это число, которое показывает, сколько предметов мы купили (сколько коробок мы купили или сколько килограмм и т.д.).

Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые мы купили.

При увеличении количества товара стоимость увеличивается. При уменьшении количества товара стоимость уменьшается.

Кратко такие задачи можно записывать в таблицу со столбцами «цена», «количество», «стоимость».

Величины (цена, количество, стоимость) связаны между собой. Если у нас имеются любые две из них, то мы можем найти и третью неизвестную величину.

Ц • К = С

С : К = Ц

С : Ц = К

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Выберите выражение, которое является решением задачи.

Мороженое стоит 8 р. Какова стоимость двух порций такого мороженого?

8 + 2 8 – 2 8 : 2 8 • 2

Задача с величинами «цена», «количество», «стоимость». Нам надо найти стоимость, для этого цену умножим на количество.

Правильный вариант: 8 • 2

2. Решите задачу.

Цена ручки 6 р. Сколько стоят 2 такие ручки? 3 ручки? 4 ручки?

Решение:

6 • 2 = 12 (р.)

6 • 3 = 18 (р.)

6 • 4 = 24 (р.)

Ответ: 12 рублей; 18 рублей; 24 рубля.

При затруднении в вычислениях умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых.

3. Рассмотрите схематическую запись и решите задачу.

Толя купил 3 тетради, по 10 рублей каждая. Сколько стоили все тетради?

Решение:

10 • 3 = 30 (р.)

Ответ: 30 рублей.

Сколько таких тетрадей можно купить на 50 рублей?

Решение:

50 : 10 = 5 (т.)

Ответ: 5 тетрадей.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6