Литература. 11 класс

Урок 7. Возникновение различных литературных течений в конце XIX- начале XX века. «Испепеляющие годы»

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 7

Возникновение различных литературных течений в конце XIX-начале XX века. «Испепеляющие годы»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Художественные открытия поэтов «нового времени»;

2. Новые формы, способы лирического самовыражения;

Тезаурус

Акмеизм – это одно из модернистских направлений русской поэзии, которое сформировалось в начале ХХ века как искусство совершенно точных и взвешенных слов.

Символизм – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие.

«Центрифуга» – московская литературная группа, возникшая в 1913 году.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

Дополнительная литература:

1. Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Серебряный век» в русской поэзии тесным образом связан с европейскими культурными трендами на рубеже веков. Модернизм, вобравший в себя новые течения, стал доминировать на всём культурном пространстве. В русской литературе этот период ознаменовался ярчайшим творческим взрывом, определившим весь ход последующего литературного процесса в стране.

Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и других классиков. Наследуя традиции, поэты новой волны вырабатывали поэтический язык, актуальный для своего времени. Многочисленные художественные течения, творческие школы, новаторские концепции подарили миру плеяду звёзд. Бальмонт, Блок, Гумилёв, Ахматова, Маяковский, Мандельштам, Северянин и многие другие – их имена известны всему миру. Александр Блок пишет о своём времени: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?».

Искусство начала XX века претендует не только на открытие новых форм, но и на формирование нового мировоззрения. Главными направлениями, оказавшими влияние на всю литературу XX века, становятся символизм, футуризм и акмеизм.

Символизм как литературное течение зарождается во Франции в 80-х гг. XIX века. Основой художественного метода становится чувственность. Символисты воспроизводят действительность как поток ощущений. Поэзия приобретает характер импровизации, фиксирует «чистые впечатления», избегает обобщений и ищет нечто индивидуальное, единственное в своём роде.

В Россию символизм приходит в 90-х годах XIX века. Русскими символистами первой волны становятся Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Мережковский и ряд других.

Отечественные писатели, в отличие от французов, стремятся преодолеть пессимизм и пассивную покорность судьбе. Они провозглашают лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием. Материальный мир в их поэтике рисуется как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее.

Символисты избегают логического раскрытия темы, они стремятся показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.

Эта лирика драматична и нередко приобретает эпические черты, раскрывая строй «общезначимых» символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Главное место в поэзии отводится звучанию слова, а не его значению. Вот как звукопись филигранно воплощается у Константина Бальмонта:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный челн.

В начале XX века символизм выступает как первое крупное модернистское направление в России. С его зарождением и связывают начало Серебряного века русской литературы. Под его влияние попадают почти все новые поэтические школы.

Другое модернистское течение, акмеизм, появляется в русской поэзии как противопоставление крайнему символизму. Слово «akme», в переводе с греческого, означает высшую степень, расцвет и зрелость.

Если для символистов главным является звучание слова, образность мысли, то акмеисты большое значение придают форме и предметности. Они осознанно отказываются от художественной образности, выступая за реалистичный взгляд в поэзии.

Основоположники акмеизма – Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. В 1912 году вместе с Осипом Мандельштамом, Владимиром Нарбутом, Анной Ахматовой, Михаилом Зенкевичем и некоторыми другими поэтами они объединяются в кружок «Цех поэтов».

Акмеисты называют своё творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они возвращают литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе, без критики или попытки объяснить их тайный смысл. Анна Ахматова, «Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Это песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.

В отличие от символизма и футуризма, акмеизм – это сугубо русское течение. Как литературное направление оно просуществовало недолго – около двух лет, но стало абсолютно знаковым явлением в отечественной поэзии. Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Анна Ахматова стали величайшими поэтами в мировой культуре.

Пожалуй, самыми радикальными модернистскими реформаторами выступают футуристы. Литературное течение приходит в Россию из Италии. Футуристы достаточно категорично определяют границы между настоящим и будущим, и ставят перед собой цель разрушить старую художественную традицию и сформировать новую эстетику.

Перенимая опыт символистов, футуристы ставят человека в центр мира, при этом они отказываются от недосказанности, образности и мистицизма. Они первыми в отечественной культуре провозглашают «искусство для масс».

Первый футуристический сборник «Садок Судей» выходит в 1910 году. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Велимир Хлебников и Василий Каменский. Авторы «расшифровывали» заглавие так: поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. Книгу печатают на оборотной стороне обоев. По воспоминаниям Каменского, она «с оглушительным грохотом разорвалась… на мирной дряхлой улице литературы».

Футуристы экспериментируют и с формой, и с содержанием поэзии. Они подвергают деформации грамматику языка. Особо активно революционными преобразованиями в области русского языка занимается Велимир Хлебников.

Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидели, вечер пья.

В каждом глазе - бег оленя

В каждом взоре - лет копья.

И когда на закате кипела вселенская ярь,

Из лавчонки вылетел мальчонка,

Провожаемый возгласом:"Жарь!"

И скорее справа, чем правый,

Я был более слово, чем слева.

Если слов для поэтического языка не хватает, поэт придумывает новые:

Усадьба ночью, чингисхань!

Шумите, синие березы.

Заря ночная, заратустрь!

А небо синее, моцарть!

И, сумрак облака, будь Гойя!

Среди разных футуристических направлений как наиболее крупное можно выделить кубофутуристов (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк) и эгофутуристов во главе с Игорем Северяниным.

Кубофутуристы выступают на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». А эгофутуристы обогащают словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

Таким образом, все виды искусств этого времени пересекаются в едином порыве поиска нового смысла слова и формы художественного воплощения.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Что акмеисты называли высшей точкой достижения художественной правды?

Творчество;

Реальность;

Общение.

Правильный вариант ответа:

Творчество.

Если для символистов главным является звучание слова, образность мысли, то акмеисты большое значение придают форме и предметности. Они осознанно отказываются от художественной образности, выступая за реалистичный взгляд в поэзии.

Основоположники акмеизма – Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. В 1912 году вместе с Осипом Мандельштамом, Владимиром Нарбутом, Анной Ахматовой, Михаилом Зенкевичем и некоторыми другими поэтами они объединяются в кружок «Цех поэтов». Акмеисты называют своё творчество высшей точкой достижения художественной правды.

Единичный выбор

Кто автор этих строчек?

«Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть»

Варианты:

А. Блок

А. Ахматова

В. Маяковский

Правильный ответ:

А. Блок

Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и других классиков. Наследуя традиции, поэты новой волны вырабатывали поэтический язык, актуальный для своего времени. Многочисленные художественные течения, творческие школы, новаторские концепции подарили миру плеяду звёзд. Бальмонт, Блок, Гумилёв, Ахматова, Маяковский, Мандельштам, Северянин и многие другие – их имена известны всему миру. Александр Блок пишет о своём времени: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6