Литература. 11 класс

Урок 17. Тема Родины в лирике А.Блока. Блок и революция

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 17

Тема Родины в лирике А. Блока. Блок и революция

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Значение темы Родины в творчестве Блока;
  2. Аналитическая работа с текстами цикла «Родина»;
  3. Тема и идея цикла «На поле Куликовом»;
  4. Революционные мотивы творчества А. Блока.

Тезаурус

Лирический герой это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленного из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом).

Композиция это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Литературный цикл – ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.

Список литературы

Основная литература:

  1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.
  2. И. Е. Каплан Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы. М.: «Экзамен», 2005.

Открытые электронные ресурсы:

1. «Трилогия вочеловечения». Лекции по теме // culture.ru: портал популяризации культурного наследия России. URL: https://www.culture.ru/themes/147/trilogiya-vochelovecheniya (дата обращения 20.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тема Родины, России – одна из важнейших в творчестве Блока. В 1908 году в письме Константину Станиславскому он пишет: «…Стоит передо мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь».

В каждом лирическом произведении, посвящённом Родине, Блок отмечает неразрывную душевную связь со своей Отчизной. В стихотворении «Осенняя воля» 1905-го года писатель поднимает проблему русских эмигрантов, которые не могут вернуться на родину:

…Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

В 1915 году Блок публикует сборник «Стихи о России». В неё входит цикл стихотворений «Родина». Автор пишет: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек».

О своей неразрывной связи с Родиной, с её во многом тёмной и сложной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?».

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма?..

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и поэт искренне верит в её светлое будущее. Самое значимое стихотворение этого цикла – «Россия», написанное в 1908 году. Оно начинается с реалистической картины русской просёлочной дороги:

…Три стёртых треплются шлеи.

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Стихотворение проникнуто музыкой, своеобразные «песни» передают яркий колорит той эпохи.

В цикле «Родина» есть отдельная часть «На поле Куликовом» (1908 год) – одно из главных поэтических достижений Блока этого периода. Историческая основа сюжета – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Здесь Блок старается понять русскую историю, но не в качестве наблюдателя, а как непосредственный участник.

Сам цикл разделён на пять глав. Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит тему России:

…О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь…

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность и решительность воина любой ценой защищать свою землю. В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей:

…И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль…

Несмотря ни на что, безымянный воин Дмитрия Донского останется ярым защитником своей родной земли и продолжит битву с врагом.

В третьем стихотворении образ Родины – это образ жены, матери, светлой Богородицы. Поэт уверен, Россию охраняет неведомая сила. Благодаря этому заступничеству, страна поднимается из пепла, как птица Феникс.

…И когда, наутро, тучей чёрной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Четвёртое стихотворение («Опять с вековою тоскою») возвращает нас в настоящее время, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:

…И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!..

Размышления Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать, чью сторону он занимает: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование даёт сам писатель в статье «Народ и интеллигенция в 1908 году.

В пятом, заключительном стихотворении «На поле Куликовом» мы видим взгляд в будущее, в котором вероятны победы и поражения:

…Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней…

Каждое стихотворение отражает логическую последовательность событий в цикле, а лирический герой проходит определённый путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России.

В 1918-ом году Блок пишет знаменитую статью «Интеллигенция и революция». Статья наполнена эмоциями писателя, в ней огромное количество лозунгов, сравнений. Россия предстает перед нами то бурей, то женщиной, живущей в муках, то называется «новой музыкой». Именно тут Блок говорит, что «жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего; ждать нежданного; верить не в “то, чего нет на свете”, а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна».

Блок утверждает: «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит “разорванный ветром воздух”. Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью».

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». Блок принимал революцию, но, к сожалению, он даже и представить не мог, что она приведёт к таким кровавым последствиям, которые не имеют ничего общего с «огнём очищения».

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

1. Подчёркивания элементов.

Продолжите эти строки:

«Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и…»

… любить без тебя;

… спать без тебя;

… плакать без тебя;

… дышать без тебя.

Правильный ответ:

плакать без тебя

Подсказка: «…плачь, сердце, плачь…»

В каждом лирическом произведении, посвященном Родине, Блок отмечает неразрывную душевную связь со своей Отчизной. Так в стихотворении «Осенняя воля» (1905) Блок видит своего лирического героя одним из сыновей России, который как никто другой сопричастен горькой судьбе тех, кто стремится к воссоединению со своей родной страной, но по определенным причинам не может этого сделать.

Пример 2. Установление соответствия.

Найдите соответствие между названием стихотворения А. Блока и годом его создания.

Стихотворения:

  1. «Грешить бесстыдно, непробудно…»
  2. «Осенний день»
  3. «Русь»

В каком году написано стихотворение:

  • 1906
  • 1914
  • 1909

Правильный ответ:

  1. 1914
  2. 1909
  3. 1906

Подсказка: Стихотворение «Осенний день» написано в первый день нового 1909 года.

Разбор задания:

Без малого 10 лет поэт работал над циклом «Родина», в котором были объединены написанные стихотворения с 1907 по 1916 год.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6