Литература. 11 класс

Урок 15. «К Горькому живому, нехрестоматийному…». Урок по публицистическим статьям М.Горького

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 15

«К Горькому живому, нехрестоматийному…». Урок по публицистическим статьям М. Горького.

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Горький и революция;
  2. «Несвоевременные мысли» писателя;
  3. Идеалы культуры Горького;
  4. Горький и Ленин.

Глоссарий

Публицистика род произведений, посвящённый актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Статья — жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации.

Революция – коренное преобразование в какой-либо деятельности человека или государства, скачок в развитии общества, природы или познания.

Список литературы

Основная литература по теме урока

  1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.
  2. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. М: Сов.писатель, 1990. — 400 с.

Дополнительная литература по теме урока

1. Вайнберг И. Во имя революции и культуры: Публицистика М. Горького 1917 - 1918 гг. М.: Литературное обозрение. 1988. — № 9, 10

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имя писателя весь советский период истории России прочно ассоциируется с подвижничеством. Максим Горький – это «буревестник революции», который воспевает силу и волю героев. Однако его цикл заметок «Несвоевременные мысли», запрещённый более семидесяти лет, полностью меняет наше представление об авторе. В своей публицистике он критикует Ленина и, более того, предсказывает грядущие народные бедствия: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны ... Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпиных, Плеве и прочих полулюдей? Не так же ли ленинская власть хватает и тащит в тюрьму неверномыслящих, как это делала власть Романовых? … Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России».

Максим Горький считает, что смена режима по идее превращает вчерашнего раба в личность, возрождает духовность народа, он обретает «чувство родины». Но в итоге, по мнению автора, она провоцирует выброс самых тёмных «зоологических инстинктов». 

Вскоре после октябрьских событий, в статье от 7 декабря 1917 года, писатель с тревогой вопрошает: «Что же нового даст революция, как изменяет она звериный русский быт, много ли света внесёт она во тьму народной жизни?». Эти вопросы адресованы представителям пролетариата, которые официально получают управление.

 Горький указывает на столкновение его идеалов с реалиями революционной действительности. Его глубоко изумляет публикация манифеста «Особое собрание моряков Красного Флота Республики». В нём матросы-красноармейцы сообщают: «За каждую нашу голову мы возьмём по сотне голов буржуазии».  Писатель делает заявление, что главное в этом документе – «дикая идея физического возмездия» и считает, что жестокость матросов спровоцирована властями.

Статья, посвящённая «драме 4 июля» описывает разгон демонстрации в Петрограде. Вооружённые люди, «грузовик-автомобиль», гонит, точно «бешеная свинья». При звуке выстрелов начинается «паника толпы», люди ведут себя как «стадо баранов», обезумевшее от страха. Писатель объясняет происходящее отсутствием культуры. 

В статьях цикла «Несвоевременные мысли» отражён период нарастающего противоречия писателя. Он приходит к выводу, что решающую роль в формировании морали нового мира должны сыграть люди мысли: «Русская интеллигенция… должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа». 

Однако дисбаланс в обществе становится всё больше. Максим Горький с болью указывает на растущую пропасть между народом и интеллигенцией, в своих публицистических текстах он ищет объяснение этому взаимному непониманию.

Автор видит миссию новой власти в распространении знаний среди народа. Однако этого не происходит. Россию накрывает волна анархии, разрушения, насилия. Высокая идея оборачивается разгулом жестокости, ненависти и становится угрозой для существования культуры. В «Несвоевременных мыслях» настойчиво звучит: «Граждане! Культура в опасности!»; «Если революция не способна тотчас же развить в стране напряжённое культурное строительство… тогда революция бесплодна, не имеет смысла, а мы – народ, неспособный к жизни»; «Я не знаю ничего иного, что может спасти нашу страну от гибели».

От статьи к статье более заметной становится полемика писателя с большевиками, постепенно переходящая в более открытую, резкую форму: «Я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия и его Нечаевско-Бакунинский анархизм». Очевидно, что для большевиков единственный способ удержать власть – сохранение и усиление диктатуры.

Горький с ужасом следит за началом кампании безудержного красного террора: «Всё, что заключает в себе жестокость или безрассудство, всегда найдет доступ к чувствам невежды и дикаря. Недавно матрос Железняков, переводя свирепые речи своих вождей на простецкий язык человека массы, сказал, что для благополучия русского народа можно убить и миллион людей».

Таким образом, в своих статьях писатель представляет настоящую трагедию, где происходит абсолютная подмена понятий. Культура выступает как политический инструмент классовой борьбы, где всё, что не угодно власти мгновенно блокируется и предаётся опале.

Вскоре после этих публикаций автор испытывает гонения и на себе. В ответ на его тексты газета «Правда» пишет: «Горький заговорил языком врагов рабочего класса». Всё это впоследствии послужит импульсом к развитию антигорьковской кампании.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Выделение цветом.

Что должна изменить революция, по мнению Горького? Правильный ответ выделите цветом.

Русский быт

Систему государственного управления

Культуру

Правильный вариант:

Русский быт

Максим Горький считает, что смена режима по идее превращает вчерашнего раба в личность, возрождает духовность народа, он обретает «чувство родины». Но в итоге, по мнению автора, она провоцирует выброс самых тёмных «зоологических инстинктов». 

Пример 2.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Восстановите текст, вставив пропущенные слова.

«Если _______ не способна тотчас же развить в стране напряжённое ________ строительство… тогда она бесплодна, не имеет смысла, а мы – ______, неспособный к жизни» (М. Горький)

Правильные варианты:

революция

культурное

народ

Автор видит миссию новой власти в распространении знаний среди народа. Однако этого не происходит. Россию накрывает волна анархии, разрушения, насилия. Высокая идея оборачивается разгулом жестокости, ненависти и становится угрозой для существования культуры. В «Несвоевременных мыслях» настойчиво звучит: «Граждане! Культура в опасности!».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6